Дварим — Не стыдиться насмешников

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

447
сила насмешки

Недельная глава Дварим

«Никому не отдавайте предпочтения (в суде)» (1:17)

Среди прочих предостережений, которые сказаны судьям, Всевышний велит им не бояться никакого человека несмотря на то, что их постановления не всегда будут нравиться судящимся. А ведь это могут быть люди либо физически сильные, либо обладающие высоким положением и влиянием в обществе, или вообще, люди опасные – преступники и т.п. Все они могут причинить вред судьям, но в любом случае судьи должны строго придерживаться истины и только истины.

Надо сказать, что это повеление – «никому не отдавайте предпочтения» – касается не только судей, но и вообще каждого человека. Ведь порой его поступки могут подвергаться критике, и не всегда будут приходиться по душе всем и каждому. «Не отдавайте предпочтения» служит ему знаком поднять голову и расправить плечи, если он знает, что его деяния угодны Творцу, благословен Он. В таком случае попытки найти приязнь в глазах обладающих силой людей, которые ведут себя не по Торе, — просто неуместны.

Одним из таких замечательных примеров выполнения этой заповеди, который всем своим поведением демонстрировал, что такое совершенный человек, не боящийся никого, был рав Моше Фиш, глава ешивы «Дарома», как рассказывается о нем в книге «Факел, зажегший Южную Америку».

Будучи главой ешивы для юношей, многие из которых были оторваны от путей их праотцов и сами вернулись под крылья Шехины, желая посвятить свою жизнь Торе и только Торе, рав Фиш не раз оказывался на фронте тяжкой «войны» с их родителями, которые считали его просто «похитителем детей».

Одним из самых серьезных противников рава Фиша оказался заместитель президента одной из самых больших и влиятельных общин Южной Америки.

Сказать по правде, юноша был послан в ешиву «Дарома» с согласия его отца. Однако, начав серьезно учиться, он достиг такого высокого духовного уровня, что отец был недоволен, и решительно потребовал, чтобы сын вернулся домой и приобрел престижную профессию, которая позволила бы ему в дальнейшем спокойно обеспечивать себя.

Глава ешивы, который ощущал, что на нем лежит обязанность охранять своих учеников, твердо отказался выполнить это требование и не отвечал на все уговоры отца и остальной семьи.

Отец, не отступавший от своего мнения, сел на самолет и прилетел в Израиль, чтобы забрать сына. Однако сын, который уже сам стал знатоком Торы и хорошо понимал ее ценность, отказался уважить требование отца за счет своей учебы Торы.

Тот упрямый еврей понял, что ему может помочь только одно: если глава ешивы однозначно прикажет ученику все бросить и вернуться домой. Однако, чем больше он пытался уговорить главу ешивы сделать это, тем более стоек был рав Фиш в своей позиции: «Я не могу повелеть юноше оставить учебную скамью!»

Отец не уступал и пригрозил, что, если сын не вернется с ним – рав Моше больше не сможет и носа показать в синагогах общины, в остальных ее учреждениях и в домах состоятельных евреев, которые всегда жертвовали на ешиву. Эта угроза вовсе не была пустой, ведь этот человек на самом деле обладал огромным влиянием на всю общину, которая наверняка не будет поддерживать «похитителя» сына зам. президента общины!

Рав Моше понял, что стоит на распутье. Очень многое лежит на чаше весов… Что будет с финансовой поддержкой ешивы, которая необходима ей, как воздух? Как ешива будет функционировать без денег? А если придется ее закрыть, не дай Б-г? Что же будет с духовным будущим других ребят, если ешива закроется? Правильно ли вообще из-за одного юноши закрывать жизненный источник всех остальных?

Вопросы непростые, но рав Фиш желал делать только одно – исполнять волю Творца! Поэтому он остался верным своим принципам.

Личная цена, которую раву пришлось заплатить, была, действительно, невероятно тяжелой. Он стал изгоем в большинстве учреждений и домов той богатой общины, ему больше не позволяли входить в главную синагогу, его не вызывали к Торе и не оказывали других подобающих ему знаков уважения, и невежи той общины распространяли о нем разные беспочвенные слухи.

Одним из примеров такого отношения был случай, когда рав Моше попросил рава Даниэля Клипа, одного из преподавателей ешивы, лететь с ним в ту общину, чтобы поучаствовать в свадьбе одного из их учеников. Рав Фиш прекрасно знал, что большого удовольствия от этой свадьбы не получит, мягко говоря, но это ему вовсе не мешало.

И на самом деле, во время хупы было множество людей, удостоившихся произносить благословения и получивших другие знаки уважения. Рава Даниэля Клипа тоже вызвали благословить, а кроме него – разных богачей, людей, занимавших важные посты в общине и т.п. Единственный, кто остался «незамеченным», на глазах у сотен приглашенных, был глава ешивы жениха, рав Моше Фиш.

Это была не единственная хупа, на которой к нему отнеслись пренебрежительно, но, когда его спросили, почему он не приходит на свадьбу уже после хупы, чтобы избежать унижения, он искренне удивился: «Ведь мои ученики – это мои дети! Какой же отец придет на свадьбу сына после хупы?»

Сын рава Фиша, рав Мордехай, рассказывал, что одна вещь была очень важна его отцу, что постоянно упоминалось в его беседах: обычно люди говорят, что, если человек делает заповедь – он не понесет ущерба из-за этого. Однако отец считал, что нужно, наоборот, надеяться, что будет ущерб, ведь это возможность доказать Творцу, сколько человек готов заплатить за свой союз с Ним!

Это мировоззрение помогло ему выступить с протестом во время важного съезда, на котором была выдвинута инициатива подготовки выпускников ешивы, чтобы они могли стать главами местных общин, приближать далеких евреев к Торе и быть педагогами, воспитывающими молодое поколение. Рав Фиш сам стоял во главе этого проекта.

Многие предсказывали, что проект изменит лицо еврейства Аргентины. И вот, во время большого «динера» главный спонсор произнес воодушевленную речь, в которой выразил свое мнение, что для того, чтобы эти аврехим — будущие предводители общин, обладали более широким образованием и, соответственно, влиянием на других, следует включить в их программу обучения… университетские предметы. Он добавил, что посещал глав поколения в Израиле, среди которых – рав Йосеф Шалом Эльяшив и рав Аарон Лейб Штейнман, и они поддержали его мнение!

Услышав это, рав Фиш немедленно встал, на глазах у сотен присутствующих, которые были поражены такой «наглостью», и резко оборвал эту речь: «Уважаемый, ваши взгляды нам давно знакомы! Пока вы высказываете их от своего имени, у нас всегда остается возможность возразить вам. Однако, если вы стоите здесь на трибуне и воодушевляете аврехов, якобы от имени великих мудрецов народа Израиля, начать академическую карьеру – такого нельзя допускать! Это ложь и обман, и вы обязаны признаться, что все это неправда!»

Шок был абсолютным. Многие присутствующие не могли поверить своим глазам и ушам: как можно противостоять этому олигарху, которому абсолютно все беспрекословно подчиняются?!

Съезд был распущен. Сотни евреев вышли оттуда совершенно ошарашенными, однако этот нравственный урок не могли забыть многие годы…

Несколько раввинов подошли к раву Моше с претензией: «Рав, вам ведь прекрасно известно, что этот человек мог продолжать болтать, сколько угодно, но ведь именно мы будем работать над проектом, и наше слово – последнее. А мы, разумеется, не дадим привести эту программу в действие! Так зачем вообще нужно было обращать внимание на его слова?»

Рав Моше Фиш ответил им: «Вы правы, я тоже знал, что этот бизнесмен после динера оставит нас в покое, и на практике нам не угрожает опасность из-за его мнения. Однако, поскольку речь шла здесь об осквернении Имени Творца, нельзя было молчать! Нельзя, чтобы такие искаженные мнения высказывались от имени великих мудрецов народа Израиля – даже на секунду! Нельзя было позволить, чтобы такое продолжалось даже еще одно мгновение!»

Его совершенно не волновало, что он утратит популярность…

Надо сказать, что подобные «стычки» не всегда заканчивались лишь недовольством другой стороны, порой раву Фишу угрожали физически.

Отец одного из учеников был водителем такси, грубым и резким человеком. «Преувеличенное» укрепление его сына в соблюдении Торы и заповедей очень сильно ему мешало, и он решил, что обязан оторвать сына от источника проблемы – то есть, от ешивы.

Однако, поскольку для сына ешива была источником не проблемы, а жизни, отцу это не удалось. Его гнев все больше рос, и он не раз провозглашал, что, попадись ему этот рав Фиш, он убьет его собственными руками.

Однажды ему стало известно, что рав Моше приехал в Аргентину. Недолго думая, водитель сел в свое такси и поехал на встречу с равом. Он ворвался в здание, где проживал рав Моше, и быстро нашел его. «Добро пожаловать, садитесь, пожалуйста, — радушно встретил его рав, — давайте сядем, послушаем, что вы хотите мне высказать…» Такой мягкий прием несколько обескуражил водителя. Беседа продолжалась около двух часов. Она произвела на водителя такое впечатление, что в конце он сказал: «Рав, скажите мне, какие у вас планы на сегодня. Я буду сегодня вашим водителем бесплатно. Я хочу вам помочь, уважаемый рав, чем могу».

История эта закончилась тем, что еще двое сыновей этого водителя по желанию отца были отправлены в ешиву.

Ведь те, кто искренне желают выполнять волю своего Небесного Отца, в конце концов удостоятся увидеть исполнение обещания: «И вернет сердца отцов к сыновьям»!

Перевод: г-жа Лея Шухман

 


http://www.beerot.ru/?p=91068