Дварим — Облаченный в талит

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1166

«Как мне одному нести (бремя) ваших забот, тягот и споров? Выберите себе мудрых, рассудительных и знатных людей, известных в каждом колене, и я назначу их вашими главами» (Дварим, 1:12).

Пишет Раши: людей, известных вам. Ведь если человек приходит ко мне, облаченный в талит, я не знаю, кто он, из какого колена, и достойный ли он человек. А вы знаете его, ведь вы выросли вместе с ним. Поэтому и сказано: «известных в каждом колене».

Это непонятно. Ведь в книге Шмот (18:21) сказано: «А ты выбери из народа достойных людей – Б-гобоязненных, правдивых и неподкупных». Пишет Раши: выбери (на иврите техезе, букв. – «увидь») с помощью духа святого постижения, которым ты обладаешь. Рабейну Бахье объясняет, что здесь речь идет о пророчестве, или о том, что Моше, будучи величайшим, совершенным пророком и мудрецом, умел «читать по лицу» – понимать по лицу человека всю его внутреннюю сущность (в книге «Зоар» говорится, что сама Шехина обучила Моше рабейну этой мудрости – понимать суть человека по его лицу).

Почему же тогда Моше не мог сам понять, каковы эти люди, и попросил, чтобы колена порекомендовали ему своих кандидатов?

Ответ нам дает сам Моше рабейну, говоря: «Если он приходит ко мне, облаченный в талит, я не знаю, кто он». О чем речь? Наш праотец Ицхак наверняка обладал духом святого постижения, и достиг «высочайшей ступени из ступеней благочестия и самого великого достоинства из достоинств праведников, так что мог видеть, не пользуясь глазами, и слышать, не пользуясь ушами» («Ховот а-Левавот», врата «Хешбон нефеш», гл. 3, 11). Как же он ошибся в Эсаве? Очень просто: Эсав пришел к нему, одетый в «прекрасные одежды», а именно – скрыл свою личность и пришел с полным подчинением и разбитым сердцем. Ведь стоя перед своим отцом, он осознавал, что это – истина, и это – верный путь, а все остальное – суета сует и обманчивые соблазны.

Так и мы – когда стоим перед великим мудрецом Израиля. Или когда притворяемся ангелами в Йом-Кипур.

Но на самом деле – мы вовсе не притворяемся, мы не обманываем Всевышнего, не дай Б-г. Мы на самом деле чисты и прозрачны. Только… на тот час.

До чего это может дойти? Сказано в «Мидраше Танхума» (96:2), что в будущем мире Эсав облачится в талит, подобно мудрецу, придет и сядет вместе с Яаковом, как сказано: «Коль между звездами поместишь ты гнездо свое – оттуда Я сброшу тебя! – слово Б-га» (Овадия, 1:4). Как же Эсаву удастся обмануть небесных ангелов, охранников Ган-Эдена (Хагига, 15б), так, что только сам Всевышний узнает его и скажет: «Как же обыскан Эсав – обнаружены все его сокрытия!» (Овадия, 1:6)?

Это и означает «облачиться в талит»: спрятать все свои внутренние изъяны, скрыть их даже от обладающих духом святого постижения и умеющих читать по лицу!

Когда женщина-шунемитянка рассказала своему мужу о пророке Элише: «Вот, я знаю, что святой человек Б-га постоянно останавливается у нас» (Мелахим 2, 4:9). Спрашивает Гемара: откуда она знала, что он – святой человек? Может, он «облачен в талит», только притворяется святым? Как сказано у пророка Захарии (13:4): «И будет в тот день: устыдятся “пророки” каждый “видения” своего, (в то самое время), когда пророчествовать станет, и не наденут более власяной плащ, чтобы дурачить людей».

Этого и опасался Моше: а вдруг они притворятся перед ним лучше, чем они есть на самом деле, и обманут его?

«Но вы их знаете, — говорит Моше, — ведь вы росли вместе с ними».

Он обратился к тем, кто знал этих людей «без талита», такими, какие они на самом деле!

Как-то раз я оказался у ребе из Гуры (автора «Бейт Исраэль»), который дал мне некое поручение. Будучи у него, я воспользовался возможностью спросить у него об одном из его хасидов – меня попросить узнать о нем в целях сватовства.

«Что вы хотели бы о нем узнать?» – спросил ребе.

«Насколько он Б-гобоязненный человек», — ответил я.

«О его Б-гобоязненности? Откуда мне знать! Это могут знать только двое: Всевышний и жена!»

От своего тестя, праведного еврея, выстоявшего во многих испытаниях, я не получил ни квартиры, ни денег. Я получил гораздо более ценное приданое: комментарий на одну из субботних песен Аризаля. Так говорится, что если человек старается запрыгнуть выше своего настоящего духовного уровня, он может скрывать это от всех – но только до свадьбы. Когда женится – его супруга сразу обнаружит, каков он на самом деле!

Известно, что у рава из Лиссы, автора книги «Хават Даат», была ужасная жена, горше смерти. Он желал развестись с ней, но она не соглашалась. Это стало известно великому раби Акиве Эйгеру, и он поехал в Лиссы. Стал умолять эту злодейку согласиться принять разводное письмо от мужа. Она услышала и возмутилась: «Б-же упаси! Вы знаете, какой он великий и святой праведник, насколько он Б-гобоязенный, как он отдаляется от греха? С таким человеком разводиться?!»

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=87842