Ваеце — Разве так отвечают несчастным?

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

252
Photo by Nora Hutton on Unsplash

Недельная глава Ваеце

Рамбан удивляется: Рахель желала потомства, ведь тот, у кого нет детей, приравнивается к мертвому (Недарим, 64б), и попросила, чтобы Яаков помолился за нее. Почему вдруг Яаков разгневался и сказал: «Что я – вместо Б-га?»? Разве праведники не молятся за других людей? К примеру, пророк Элияу и пророк Элиша молились за чужих женщин, и у тех родились дети. Видимо, поэтому наши мудрецы и говорят в Берешит Раба (71:7): «Сказал ему Всевышний: «Разве так отвечают несчастным? Клянусь, что твои сыновья будут стоять перед ее сыном!»»

Получается, была здесь претензия Свыше к Яакову, избранному из праотцов. Книга «Путь праведных» (гл.4), приводит эту историю в пример, насколько глубок Суд Творца, до каких тонких моментов он доходит. (См. в «Шмират а-Лашон», ч.2, гл. 11, где Хафец Хаим пишет, что все, что человек делает – делает для себя. Йосеф стал царем в Египте, всем братьям пришлось поклониться ему, и из-за этого евреи спустились в Египет. Причиной всему этому был гнев нашего праотца Яакова на Рахель!)

Возникает вопрос, как может быть, что наш праотец Яаков, названный иш там, что означает – цельный, совершенный человек, — поступил таким неподобающим образом?

Рамбан объясняет, что наш праотец Яаков видел, что Рахель полагается на его молитву, и сказал ей, что она заинтересована в этом больше, чем он, ведь у него есть дети от Леи, а у нее нет детей, поэтому она должна молиться сама, и ее молитва будет услышана. [Подобно правилу, что молитва больного человека принимается Свыше лучше, чем молитва других о нем]. «Когда эта праведница увидела, что не может положиться на молитву Яакова, она стала заново молиться о себе Тому, Кто слышит крик несчастных, и об этом сказано: «и услышал ее Б-г»».

Получается, что Яаков ответил ей так ради ее же блага. И более того, пишет Рамбан, что нет никакого сомнения, что Яаков молился о своей любимой жене, ведь она была бездетной. Просто он увидел, что его молитва не принимается, и понял, что именно ее молитва окажет нужное влияние, если Рахель не будет полагаться на него, а будет сама взывать к Всевышнему. А если так, за что он был наказан?

Давайте предварим наш ответ важным замечанием: мы не имеем ни малейшего представления о высочайшем, непостижимом для нас духовном уровне наших праотцов и праматерей. Как сказано в трактате «Шаббат» (112б), они были, как ангелы, а мы, по сравнению с ними, как ослы. Осел не имеет никакого представления о ходе мыслей человека, тем более – ангела. Однако Тора дана всем, даже пятилетнему ребенку, чтобы мы учили из нее то, что будет полезным нам. Поэтому мы должны спросить, что мы можем выучить из этой истории в соответствии с нашим уровнем постижения, не претендуя на истинное понимание того, что там произошло.

Кто может постигнуть тайны наших святых предков? Но нужно понимать, что, если избранный из праотцов огорчил своим ответом жену, даже из самых лучших намерений, и к нему была предъявлена тончайшая претензия, за которую он был наказан – то, что уж говорить тем, кто огорчают своих близких и друзей из-за своих дурных качеств характера, а считают, что делают это из большой праведности, ради Небес?

Как известно, гивонейцам было навечно запрещено присоединяться к народу Израиля из-за их жестокости. А что, они просто так были жестокими? Не дай Б-г! Сказано у пророка Шмуэля (Бет, 21:6): «Пусть выдадут нам семеро из его сыновей, и мы повесим их ради Всевышнего». Они требовали повесить семеро сыновей царя Шауля, совершенно невинных людей. Но не ради убийства, Б-же упаси, не из низменной мести, а «повесим ради Всевышнего»! (В комментарии говорится, что царь Давид принял это. Однако, вместе с этим проявилась неподобающая нашему народу жестокость гивонейцев)

Ради Небес, а вы что думали?

О Пнине сказано: «ее намерения были ради Небес» (Бава Батра, 16а). Это непонятно, что за поведение – тебе Всевышний помог, и у тебя есть дети, а Хана – бесплодная, что ты ей сыпешь соль на раны? «Пнина вставала утром и говорила: «Хана, разве ты не умываешь своих детей перед школой?», а в обед говорила: «Хана, разве ты не встречаешь своих детей, которые возвращаются из школы?»» (Ялкут Шимони, Шмуэль Алеф, 1)

Как так можно?! Очень просто: «ради Небес» – все можно!

Давайте постараемся Пнину оправдать: ее намерения действительно были ради Небес; она желала, чтобы Хана не смирялась с ситуацией, а изо всех сил молилась Творцу, и Тот бы ответил ей. И действительно, в конечном итоге, Хана помолилась так, что удостоилась великого Шмуэля и еще шести детей. Однако, с каждым ребенком, который рождался у Ханы, Пнина хоронила своих двоих! (см. Раши в Шмуэль Алеф, 2).

Это учит нас, что кровь, пролитая с «кошерными» намерениями – все равно кровь!

Доказательство этому мы видим в «Диврей а-Ямим Алеф» (28:3): царю Давиду было запрещено строить Бейт-Микдаш, поскольку «ты – человек войны, и проливал кровь». А ведь мы знаем (Брахот, 3б), что он выходил на войну только по разрешению Санедрина и подтверждению урим вэ-тумим. И когда однажды возник алахический вопрос, он прекратил сражение и послал гонца с вопросом к Санедрину (Бава Кама, 60б).

Все верно, но кровь с «самым лучшим кашрутом» все равно остается кровью, и запрещает строительство Бейт-Микдаша!

Пишет Хизкуни, что Тора называет менору «менора теора» («чистая менора»), и стол в Бейт-Микдаше «стол таор«, но по поводу жертвенника мы не находим, что сказано «чистый жертвенник». Почему? Потому, что на него брызгали кровью! Кровью святых и чистых жертв, корбанот, и тем не менее!

Короче говоря, лучше поискать более приятные Всевышнему заповеди!

Перевод: г-жа Л. Шухман


http://www.beerot.ru/?p=90016