Ваеце — Окно возможности

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1645
окно возможности

Недельная глава Ваеце

Наш праотец Яаков увидел сон: «И вот, лестница стоит на земле и упирается в небо, и ангелы Б-га поднимаются и спускаются по ней». Сразу же возникает вопрос: ведь ангелы – ангелы с Небес — вначале они спускаются в этот мир, а потом поднимаются, возвращаясь обратно. Почему же в Торе вначале сказано: «поднимаются», а потом – «спускаются»?

Говорит Мидраш («Ваикра Раба», 29), что Яаков видел ангелов-правителей народов, которые в будущем будут властвовать над народом Израиля. Он видел ангела Вавилона, поднимающегося на 70 ступеней, а затем спускающегося. Ангел Мидии поднялся на 52 ступени и спустился. Ангел Греции поднялся на 180 ступеней и спустился. А ангел Эдома поднимался, поднимался – и не спускался.

В тот момент Яакову стало страшно. «Неужели этот не спустится?» – спросил он.

И Всевышний ответил ему: «Не бойся, раб Мой Яаков», даже если он поднимется и сядет рядом со Мной, и оттуда Я его спущу. Как сказано (Овадья, 1): «Если взлетишь, как орел, и если меж звезд устроишь гнездо свое — оттуда Я спущу тебя, слово Всевышнего!»

А раби Шимон бар Йохай говорит от имени раби Меира, что нашему праотцу Яакову стало страшно по другой причине. А вдруг, не дай Б-г, так же, как они спускаются, так и я спущусь? И ответил Всевышний: «А ты не бойся», если ты поднимешься – навеки не спустишься.

Но Яаков не поверил и не поднялся. Сказал ему Всевышний: если бы ты поверил и поднялся, больше бы не спускался. А теперь, поскольку ты не поверил и не поднялся, твои дети будут в рабстве у четырех царств.

Мы и представить себе не можем, что такое «не поверил и не поднялся» нашего праотца Яакова.

Но мы можем очень хорошо представить себе «не поверил и не поднялся» каждого из нас. Сколько возможностей духовного возвышения появлялось на нашем пути, и еще появятся! Возможности, которые «если ты поднимешься – навеки не спустишься», «а ты не бойся».

Ну, что было, то было. С сегодняшнего дня и дальше – постараемся использовать возможности! Ведь нам следует знать, что в нашей жизни то и дело встречаются «окна» возможностей, и если их не используют – «окна» закрываются. У первого человека было время войти в Ган Эден, как сказано: «И поселил (Б-г) его в Ган Эдене», и было время выйти оттуда, как сказано: «Изгнал Он человека». У Ноаха было время войти в ковчег, как сказано: «Войди в ковчег», и было время выйти, как сказано: «Выйди из ковчега». Было время, когда народ Израиля должен был получить Тору.

Давайте задумаемся. У первого человека было время войти в Ган Эден.

Поскольку он был сотворен вне Ган Эдена, как говорит Хизкуни (Берешит, 2:8): «Ведь если бы он был сотворен в Ган Эдене, он бы думал, что весь мир таков. Однако Всевышний сотворил его снаружи, и он увидел, что весь мир полон колючек и т. п., а после этого ввел его в Ган Эден, избранное место». А как Он ввел его? «Взял Г-сподь Б-г человека». Говорит Раши: «Взял – уговорами, привлек его, чтобы тот вошел». (Святой автор книги «Шней Лухот а-Брит» пишет: «Несколько лет я не мог понять: ведь все наше стремление – попасть в Ган Эден, и счастлив тот, кто удостаивается этого, а первый человек не желал заходить, пока Всевышний не уговорил его?»)

А что бы произошло, если бы он продолжил отказываться, пока не прошло бы назначенное время? Врата в Ган Эден закрылись бы, и он бы не вошел, даже если бы захотел, — потому что упустил время.

И было время выйти. Он согрешил, и был изгнан из Ган Эдена. Крувим, вооруженные обоюдоострым мечом, преграждали путь назад. Но если бы ему удалось задержаться, пока не пройдет назначенное время, мы по сей день были бы в Ган Эдене!

Ноаху было назначено время войти в ковчег, и если бы он задержался, тоже утонул бы в водах Потопа.

И было время выйти! Если бы он задержался, то мы и все наши потомки были бы заключены в ковчеге! Ведь ковчег в любом случае вмещал всех лишь чудом. Естественным образом ни ковчег, ни десять таких ковчегов, не могли бы вместить всех животных в мире и их пищу (Рамбан).

И было время, когда народ Израиля должен был получить Тору.

Невероятно! «День шестой, было завершено творение неба и земли…» В шестой день, закончив творение мира, Всевышний поставил условие небу и земле, что они стоят до шестого Сивана, дня, уготованного для получения народом Израиля Торы, а если этого не произойдет, – они снова превратятся в хаос. Поэтому и сказано в Теилим: «Земля задрожала (перед получением Торы) и успокоилась», когда они ее получили.

А если бы они задержались с получением Торы, прошло бы предназначенное время, и Тора не была бы дана, не дай Б-г, и тогда небо и земля не могли бы существовать!

Сказал рав Йерухам Лейвович, великий машгиах ешивы Мир, что об этом говорится в мишне: «День короток, работы много, а работники ленивы, и велика награда, и хозяин подгоняет». «Хозяин подгоняет» – означает, что окна возможностей открываются и закрываются, спешите их использовать!

Из всего, что есть в мире, наши учителя учат, как служить Всевышнему. И среди этого – изобретение поезда. Сколько сил вложено в прокладку рельсов, и за несколько часов он покрывает большие расстояния. Как быстро можно доехать до нужного места! Но все это – при условии, что вы пришли вовремя и сели в поезд. Опоздали на минуту – все, поезд ушел.

Какой великий час благоволения был, когда Всевышний впервые раскрылся Моше! Все, что он бы попросил – было бы ему дано.

Но «Моше сокрыл свое лицо потому, что страшился смотреть на Б-га». Прошло назначенное время. А позже, когда Моше попросил: «Пожалуйста, раскрой мне славу Свою», ответил ему Всевышний: «Когда Я хотел (в горящем кусте) – ты не захотел», упустил момент!

Гаон Стайплер (великий отец рава Хаима Каневского) учился в нашей ешиве Новардок, в Белостоке. Еще будучи молодым, он выпустил свою первую книгу, «Шаарей Твуна». Хазон Иш увидел эту книгу, и был восхищен ею. Он стал выяснять, кто ее автор, и узнал, что это один из учащихся ешивы в Белостоке. Тогда он отправил посланника, чтобы предложить ему в жены свою сестру. Встречу назначили в одной гостинице, недалеко от Вильно.

Стайплер обычно учился 36 часов подряд, день, ночь и день, а потом одну ночь спал. И так далее.

Теперь, когда ему нужно было поехать на послеполуденном поезде, он решил, что проучится день, ночь, день, ночь и еще полдня, то есть, пятьдесят два часа, а потом поспит в поезде. Так он и сделал. Но когда вошел в вагон, увидел, что скамьи обтянуты шерстяной тканью. Опасаясь, что там может быть шаатнез, и скамьями нельзя пользоваться, он простоял всю ночь пути…

Когда юноша добрался до гостиницы, узнал, что девушка и ее брат – рав Меир Карелиц, который должен был ее провожать, еще не пришли. Глаза у него стали закрываться. Он ведь провел шестьдесят часов без сна. Сел в уголке, прочел благословение перед сном, но прежде, чем успел уснуть, сообщили, что они пришли.

Стайплер показал знаками, что не может говорить, ему нужно чуть-чуть поспать, чтобы благословение не было сказано впустую. Что ж, он поспал пару минут, встал, омыл руки, и встреча началась. Надо сказать, что уже в молодости он плохо слышал, вследствие перенесенной в детстве болезни. Он попытался вслушиваться, участвовать в разговоре, но усталость очень быстро сморила его…

Неудивительно, что девушка отказалась продолжать встречи – юноша глухой, да еще и засыпает прямо на глазах…

Услышал об этом Хазон Иш и решил вмешаться. Стал расспрашивать Стайплера, почему тот был настолько сонным. Услышав ответ, преисполнился еще большего восхищения. «Знаешь, — сказал он сестре, — он не слышит, но о нем еще все услышат и будут его слушаться!»

Она согласилась – и заработала себе Будущий мир!
Такого мужа, как Стайплер, сына, как рав Хаим Каневский, и таких зятьев, как рав Шауль Барзам и рав Шломо Берман, внуков и правнуков, великих в Торе!
При жизни получила свою награду…

Известна и другая история: один богач желал выдать замуж свою дочь за лучшего учащегося в мире Торы. Обратился он к великому раву Биньямину Дискину из Волковыска, отцу рава Ицхака Зэева Дискина. Тот предложил ему одного из своих лучших учеников, рава Ицхака Эльханана Спектора, который впоследствии стал главным раввином Ковно и главой поколения. Богач не удовлетворился рекомендацией и пригласил к себе двух больших знатоков Торы. Пришел рав Ицхак Эльханан, и они начали талмудический спор. Рав Ицхак Эльханан увлекся спором, и, сам не замечая, попробовал ложечку варенья, стоявшего на столе. Доводы в пользу его позиции сопроводила еще одна ложечка, ответ на выпад оппонента – еще одна ложечка, еще одно доказательство – и еще одна ложечка…

А девушка вместе со своей матерью стояла у двери. Они слушали спор, и, разумеется, ничего не понимали. Но зато они в полном шоке смотрели, как гость, сам того не замечая, опустошает блюдце с вареньем… Они решили, что он не для нее…

Из-за чего девушка упустила такое счастье — стать женой главы поколения? Из-за блюдца варенья… Прошли годы, ее отец потерял весь свой капитал, и ее муж – даже неизвестно, кто он был, – тоже разорился, и она пришла к раву Ицхаку Эльханану просить о материальной поддержке. Она его не узнала, а он ее узнал…

Как она захлопнула окно возможности, которое ей приоткрылось!

И не только о шидухах речь…

Когда рав Ицхак Эльханан учился в ешиве, он ел в доме у одного богача (в те дни в ешивах не было столовых — ученики столовались в домах у евреев). Богач женил свою дочь, его зять влился в бизнес и тоже жил в доме у этого богача. Ему довелось сидеть с равом Ицхаком Эльхананом за одним столом, и он был поражен умом и смекалкой юноши, его быстрой хваткой и прекрасной памятью. «Послушай, — предложил он ему, — зачем тебе есть “хлеб милостыни”? Продолжай учиться, а два часа в день работай у нас в качестве бухгалтера, и будешь получать приличную зарплату».

Он уговаривал рава Ицхака Эльханана не раз и не два, пока тот не понял, что дом богача стал для него местом соблазна и испытания. Он перестал ходить к тому богачу и перешел в бедные семьи, где кормили гораздо хуже. Страдал от нищеты и голода, но рос в Торе, пока не стал одним из глав народа Израиля.

Однажды он приехал в Вильно, и местные евреи оказали ему невероятный почет, множество людей толпилось у его комнаты — только чтобы увидеть его, и получить благословение. Среди пришедших был и один старик, который обратился к нему с предложением: поскольку Всевышний благословил его большим богатством, а его дети тоже обладают своим приличным капиталом, и ему уже пора готовиться к переходу в лучший мир, куда человека провожают не золото, не серебро, и не драгоценные камни, а только Тора и добрые дела…

Он предлагает сделку: отдаст раву половину своего имущества – огромные деньги! — и получит в заслугу половину награды за Тору рава…

«Вы опоздали, — ответил рав Ицхак Эльханан, — ведь есть известный закон, что если человек предлагает изучающему Тору материальную поддержку, которая позволит ему учиться, тогда награда за учебу делится пополам, как в соглашении Иссахара и Звулуна. В свое время я ел за вашим столом, и тогда вы могли удостоиться получить половину моей награды… Но тогда вы поддерживали попытки вашего зятя соблазнить меня выйти на работу. А теперь ваше предложение — то, о чем сказано в Шир а-Ширим: “Если человек отдаст даже все богатство дома своего за любовь (к Торе) – лишь презрение будет (его уделом)”».

Подумать только, какое окно возможности открылось перед тем богачом. Кормить юношу, который стал главой народа Израиля – лестница, стоящая на земле и упирающаяся в небо!
Он мог подняться по этой лестнице до самой вершины… И потерял все!

А сам рав Ицхак Эльханан? Его пытались соблазнить сойти с лестницы, замедлить свой подъем, но он крепко держался за свой путь, упорно лез вверх и достиг заоблачных вершин!

Рав Аарон Котлер не раз рассказывал: «Нас было трое, избранных учеников ешивы. Я, рав Яаков Каменецкий и еще один (он называл имя… никто его не знал)». «А где он сейчас?» – спросили его. «Ну… наверное, стал торговцем…» – ответил рав Котлер.

А мы – поднялись по лестнице? Использовали возможности?

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=48368