Ваеце — Лаван… и мы

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

1153
лаван

Недельная глава Ваеце

«Лаван пошел стричь свой скот, а Рахель похитила идолов ее отца» (Берешит, 31:19).

Рахель желала отдалить своего отца от идолопоклонства. Поэтому-то Тора и подчеркивает: «Идолов ее отца». Ведь если бы не это, разве праведная Рахель взяла бы вещь, не принадлежащую ей, да еще и идолов? Она спрятала их у себя, поскольку знала, что отец погонится за ними, чтобы вернуть. И если из-за этого им придется задержаться, она вернет их. И на самом деле Лаван погнался за ними и требовательно заявил Яакову: «Ты почему украл моих богов?»

Что это за убогие божки, которых можно украсть? Если себя они не спасают, как же они могут спасти тех, кто им поклоняются?

Как сказано в Торе (Дварим, 29): «Вы видели их мерзких кумиров – из дерева и камня. И тех, что из серебра и из золота, с ними». Комментирует Раши: деревянных и каменных идолов вы видели открыто, поскольку их хозяева за них не боялись. Однако серебряные и золотые идолы были «с ними», в их сокровищницах, потому что опасались, что их украдут.

Пророк Йешаяу насмехался над вавилонскими идолами, которые были взяты в плен: себя они не смогли спасти, так уж тем более – поклоняющихся им. А наши мудрецы говорят, что египтяне поклонялись Нилу, поэтому он был первым, кого покарала казнь – казнь кровью, а потом из него вышли лягушки, которые поражали поклонников Нила, чтобы продемонстрировать всю его никчемность.

В любом случае, Лаван был очень привержен своим божкам. Он погнался за Яаковом, чтобы вернуть их себе.

А теперь вспомним: когда Элиезер, раб Авраама, приехал в Харан с десятью верблюдами, нагруженными сокровищами, и дал Ривке золотую серьгу (для носа) и два браслета, Лаван выбежал ему навстречу и воскликнул: «Добро пожаловать, благословенный Всевышним! Что тебе стоять снаружи?! Я освободил дом и приготовил место для верблюдов». Раши комментирует: «Освободил дом от божков».

Как он был предан своим идолам, гнался за ними семь дней… А когда унюхал запах золота и серебра, сразу был готов выбросить их из дома.

Скажите, он нормальный?! Нормальный? Да он точно такой же, как мы! Вы еще не поняли – это же наше зеркало!

Как сказано в Бава Меция (71а): «Сказал раби Йоси: иди и посмотри, насколько слепы глаза дающего в долг под проценты. Ведь если бы кто-то назвал бы своего товарища “злодеем”, тот, в свою очередь, страшно бы возмутился. [Раши комментирует: возмутился, как будто он ударил его, как будто собирается его убить.] А эти, дающие в долг под проценты, приводят свидетелей, писца, перо и чернила, пишут долговую расписку и сами подписываются: я, такой-то, предал Б-га Израиля!»

Уточним: речь идет о евреях с бородами и пейсами, которые накладывают тфиллин и соблюдают Шаббат. Соблюдают Тору и заповеди, – и одалживают под проценты. Почему? Ну, нужно же зарабатывать на жизнь. Да, это грех, но они искупают его множеством заповедей. Так они думают.

А святая Гемара дает им четкое определение: вероотступники и злодеи!

Тот же, кто отступил от веры – его заповеди не считаются заповедями, и он — не часть общины Израиля. Почему? Потому, что если бы такой человек действительно верил в Творца, он не стал бы нарушать ни одной Его заповеди.

Если бы он верил в то, что Он наблюдает и заботится о каждом человеке, он бы не боялся, что соблюдение заповедей принесет ему убытки. И он бы понимал, что именно грех приносит убытки, что (как сказано в Бава Меция,71а) имущество того, кто одалживает под проценты, разрушается, и его наказание настолько сурово, что он не встанет при воскрешении мертвых!

И это только один пример жизни, полной внутренних противоречий.

Сказано в книге Бемидбар (15): «Ведь (он) слово Г-спода презрел и нарушил Его заповеди. Эта душа непременно будет отторгнута – (она понесет наказание) за свою вину». Объясняет Хазон Иш, что «слово Г-спода презрел» – человек, который имеет возможность учить Тору, и не учит. Ведь он знает, что жизнь ограничена и коротка, что есть суд и есть Судья, и что первым делом человека судят по тому, насколько он учил Тору. Так как же он позволяет себе бездельничать?

Он наверняка присоединился к тем, кто говорит: «Ешь и пей, ведь завтра умрем», и верит только в существование одного мира – этого. И нет между ним и абсолютными злодеями никакой разницы. Внешне – легкий грех. Но по сути – спускается в самую глубину души, до отрицания веры!

А мы еще насмехаемся над Лаваном?

Перевод: г-жа Лея Шухман


http://www.beerot.ru/?p=57048