Ваигаш — «Лучшее добро Египта»

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Галинский

461
на вино

«А отцу (Йосеф) послал вот что: десять ослов, нагруженных лучшим добром Египта, и десять ослиц, несущих хлеб и другую еду для его отца на дорогу» (Берешит, 45:23).

Раши пишет: мы находим в Гемаре (Мегила, 16б), что Йосеф послал отцу старое выдержанное вино, которое по душе пожилым мудрецам.

Почему пожилым мудрецам по душе старое вино? Потому, что любая вещь в мире, чем больше старится, тем более теряет свою крепость и красоту, а также свою ценность. Так и со старым хлебом, и со старым платьем, или со старой мебелью. Единственным исключением является старое вино – чем старше оно становится, тем больше улучшается его качество – оно становится все крепче и вкуснее.

Точно так же и пожилые мудрецы Торы – чем больше они стареют, тем мудрее становятся. Их «качество» улучшается, они очищаются от «примесей» дурных качеств и страстей молодости. Поэтому им и по душе старое вино.

Сказано в Коэлет: «Тщета тщет, сказал Коэлет, тщета тщет, все – тщета». «Мидраш Раба» говорит так: когда слово упоминается во множественном числе, минимум множества – это два. Получается, что Коэлет упоминает слово «тщета» семь раз. Семь раз — в соответствии с семью периодами жизни человека. В возрасте год он подобен царю: лежит себе в люльке, и все его обнимают и целуют. Когда ему два-три года, он подобен свинье, потому что роется в грязи. В десять лет – прыгает, как козленок. В двадцать лет – подобен лошади, шумит и украшает себя. Женился – стал подобным ослу, нагруженному тяжестями. Родил детей – дерзок, как собака, чтобы принести детям пропитание. Состарился – стал похож на обезьяну.

Все это говорится о невежественных людях. О бней Тора же сказано: «А царь Давид состарился» – хотя и состарился, продолжает оставаться царем!

Известна история на эту тему. Великий рав Айзел Хариф, главный раввин Слонима, давал блестящие уроки в Шаббат а-Гадоль (Шаббат перед Песахом) и Шаббат Шува (Шаббат перед Йом-Кипуром). Некоторая часть их собрана в его книгах «Эмек Йеошуа», «Ацат Йеошуа», «Сфат а-Нахаль» и др. Эти уроки просто восхищали изучающих Тору.

Однажды, после такого урока обратился к нему один наглец и сказал: «Я вот не понимаю, раби. Говорит Мишна (Киним, гл. 3, м. 6), что мудрецы Торы, чем они старше, тем мудрее, как сказано (Иов, 12:12): “В старцах глубоких – мудрость, и в долготе дней – разумение”. А вот ваши уроки в прошлые годы были более глубоки. Как же так?»

«А, причина проста, — тут же ответил гениальный мудрец, — ведь в той же Мишне сказано, что, когда невежды старятся, их разум постепенно покидает их. Так что неудивительно, что из года в год вы понимаете мои уроки все меньше и меньше…»


http://www.beerot.ru/?p=88463