Ваигаш — Братья не смотрели на Йосефа

Дата: | Автор материала: Рав Шломо Левинштейн

276
страх суда

«Йосеф сказал: “Я – Йосеф. Жив ли еще мой отец?” А братья не могли ответить ему, потому что испугались его» (Берешит, 45:3).

Почему братья не узнали Йосефа? Рав Шломо Соболь в своей книге «Салма Хадаша» пишет, что, чтобы ответить на этот вопрос, нужно изучить сказанное в книге Царей о встрече Йорама, сына Ахава, с пророком Элишей.

Йорам, царь Израиля, был злодеем, хотя и в меньшей степени, чем его отец Ахав. Он пожелал выйти на войну с Мейшей, царем Моава, который восстал против него. Однако, поскольку он опасался выйти на бой в одиночку, он обратился к Йеошофату, царю Иудеи, который был праведником, и попросил его присоединиться к нему.

Йеошофат согласился, и они вместе вышли на войну, однако по пути неожиданно закончилась вода. Йорам ощутил испуг. «Возможно, Всевышний желает, чтобы мы все погибли, — решил он, — ведь невозможно выжить без воды!»

Царь Иудеи тоже встревожился, однако он сказал Йораму: «Разве мы можем точно понять, чего желает Всевышний? Есть пророк в народе Израиля, давай пойдем к нему и спросим!»

Они пошли вместе к пророку Элише. Когда Элиша увидел Йорама, сразу же воскликнул: «Зачем ты пришел ко мне? Иди к пророкам твоего отца и твоей матери, которая уничтожила пророков Всевышнего!» А потом добавил, что, если бы Йеошофат, царь Иудеи не пришел с ним, он (Элиша) и не посмотрел бы в сторону Йорама. Элиша сказал там «не посмотрел бы и не увидел бы тебя». Почему он дважды сказал одно и то же? Ответ находится в Гемаре (Мегила, 28а): «Запрещается смотреть на облик нечестивца». «Маген Авраам» («Шульхан Арух», конец §225) постановляет, что по закону запрещается смотреть в лицо злодею, когда имеется в виду вглядываться, смотреть ему в глаза. А просто взглянуть – нет запрета. Именно это имел в виду Элиша: «Не посмотрел бы на тебя» – не посмотрел бы на тебя внимательно, поскольку ты злодей, но и даже «не увидел бы тебя» – не взглянул бы даже мельком, если бы не Йеошофат.

Как-то раз просвещенцы оклеветали рава Йеошуа Лейба Дискина (Маариль Дискин), будто он забрал себе деньги, которые дали ему на хранение, и подали жалобу в полицию, что он, мол, украл деньги. В результате этой жалобы рава бросили в тюрьму, и его жизнь оказалась в опасности.

Религиозные деятели добыли для него самого лучшего адвоката, который был крестившимся евреем. Адвокат пришел в тюрьму, чтобы обсудить с равом линию защиты, которую они предпримут в суде. Все время встречи рав сидел, опустив лицо, не глядя на адвоката, и так отвечал на его вопросы.  В конце встречи адвокат не выдержал и спросил: «Уважаемый рав, почему вы не смотрите на меня?» Рав просто ответил: «Потому, что по Торе запрещается смотреть в лицо нечестивцу».

Наступил день суда. Обвинитель высказал свою сторону, а потом встал адвокат Маариля и сказал: «Уважаемый судья! Я хотел бы немного описать вам обвиняемого. Он прекрасно знает, что его жизнь зависит от меня, и, тем не менее, на нашей встрече не смотрел на меня, поскольку Тора запрещает ему смотреть в лицо злодею. Скажите, уважаемый судья, есть хоть какая-то вероятность, что такой человек – вор?» Судья, на самом деле, принял это утверждение и полностью оправдал Маариля.

Подобная история произошла и с Хафец Хаимом. Во время Первой мировой войны одного ученика из его ешивы обвинили в шпионаже и хотели казнить. Хафец Хаим пришел на суд, чтобы свидетельствовать о своем ученике – что он хороший человек, и вовсе не шпион.

Прежде, чем Хафец Хаим начал свое свидетельство, адвокат сказал, что он хочет рассказать одну историю о Хафец Хаиме, чтобы судья знал, о каком человеке идет речь.

«Однажды, когда Хафец Хаим был на вокзале, кто-то вырвал у него из рук шубу и стал убегать. Хафец Хаим побежал за ним, крича: “Я тебе прощаю, я тебе дарю эту шубу, чтобы ты, не дай Б-г, не нарушил запрет красть!” Из этой истории можно понять, какой это чистый и праведный человек».

«И вы верите в эту историю?» – скептически спросил судья.
«Не знаю, верить в нее или не верить, — ответил адвокат, — но очевидно, что о нас с вами таких историй не рассказывают…»

Теперь понятно, почему братья не узнали Йосефа: ведь они были уверены, что это египетский властитель, большой злодей, чью тяжелую руку им уже пришлось испытать на себе. Поэтому они и старались не разглядывать его. На самом деле, в таком случае разрешается взглянуть, не разглядывая. Но поскольку лицо Йосефа изменилось из-за того, что у него выросла борода, братьям было трудно узнать его, взглянув лишь мельком. Когда же он сказал: «Я – Йосеф», они посмотрели на него и узнали.


http://www.beerot.ru/?p=88464