Воззвание к нашему поколению — Где найти верный совет?

Дата: | Автор материала: Рав Элханан Буним Вассерман

627
выбери жизнь

Каким должен быть советчик?

В еврейском народе появилось множество различных организаций всех профилей: политических, экономических, культурных и национальных. Все заботятся о еврейском народе и ищут способы улучшить наше положение. Но что нам дали все эти советы и средства, которые мы получили со всех сторон? Недуг народа только все более усиливается. Мы стремительно падаем, как в материальном, так, вместе с тем, и в духовном плане. Почему же все советы приводят к обратным результатам?

Дело вот в чем: для того, чтобы человек мог быть уполномочен давать верные и полезные советы, он должен соответствовать следующим душевным критериям:

1. Обладать зрелым разумом.

2. Не иметь никакой личной заинтересованности в том деле, о котором он рассуждает и дает советы, потому что если таковая имеется, даже будь он самым умным человеком на земле, он не способен видеть правду. Таков закон природы человека – его желания влияют на его рассуждения, и чем сильнее желания, тем больше становится их влияние.

3. Тора предостерегает нас, что судья обязан «ненавидеть наживу» (Шмот, 18:21, Рамбам, Законы Санедрина, 7). Казалось бы, даже если судья и любит наживу – что нам до того? Ведь существует запрет брать взятки, а раз это запрещено, следовательно, <мы можем полагаться на>решение, которое он выносит, так как нет сомнений, что он не получал взятки. Но если так, какое нам дело до его личной жизни? Убудет ли от нас, если он любит наживу (или ненавидит)? Однако на самом деле, если человек любит наживу, или у него есть любое другое вожделение, он становится «заинтересованным лицом» на каждом шагу в своей жизни. Такой человек постоянно будет встречать препятствия на своем пути в виде собственных желаний. И поскольку желания влияют на разум, искривляя его и уводя от истины, разум такого человека будет настолько искажен, настолько полон кривизны, что даже когда ему доведется судить о деле, в котором у него нет никакого личного интереса, его рассуждения все равно окажутся тенденциозными и лишенными логики. Таким образом, мы выводим еще одно условие: помимо того, что у человека не должно быть личного интереса в том, о чем он рассуждает в данную минуту, он должен быть в принципе свободен от предвзятости во всех областях своей жизни. Он должен быть человеком, полностью свободным от любых личных интересов, и тогда, возможно, он удостоится обладания здравым смыслом.

1. И даже после того, как человек удостоился обладания здравым смыслом, надо учесть, что (как пишет рабейну Бахья ибн Пакуда в книге «Ховот а-Левавот») у человеческого разума есть границы – перейти их невозможно, так насколько же глубоко он сможет видеть <ситуацию, о которой судит>? Поэтому советчик должен непременно обладать также и даат Тора, правильным пониманием вещей согласно Торе, которая бесконечна, и которая коренится в сердце каждого бен Тора – человека, серьезно изучающего и исполняющего ее. У простых же людей это понимание подпорчено влиянием улицы, различными некомпетентными мнениями и т. п. И чем больше в мировоззрении человека подобных примесей, тем меньший процент незамутненного даат Тора останется там. Поэтому человек, который способен давать дельные советы, должен иметь стопроцентно чистый даат Тора, без намека на примесь каких-либо чуждых воззрений.

2. Даже когда человек соответствует всему вышеперечисленному, он все еще должен удостоиться особой, высшей силы, превосходящей остальные, как говорили мудрецы: «Для того чтобы в результате изучения темы сделать вывод, соответствующий алахе, требуется помощь Небес» (см. Санедрин 106б). Естественным образом человек не в состоянии самостоятельно прийти к заключению, соответствующему настоящему даат Тора. Человеку не дано знать мысли Всевышнего! Для этого необходима помощь с Небес, которой, как особого чудесного средства, удостаиваются лишь избранные. А в наше время редко встретишь человека, настолько подходящего <на роль советчика>, чтобы в нем сочетались все вышеперечисленные достоинства.

И что же нам остается делать в таком случае? Как нам получить верные советы, в которых мы столь нуждаемся?

Где найти верный совет?

Однако у нас есть обещание: «Не верь тому, кто говорит: “я старался, и не нашел”» (Мегила, 6б). Сколько человеку удастся найти – напрямую зависит от степени его усердия. Человек, который старается постичь даат Тора, если он приложит стопроцентные усилия, то и «находка» его будет совершенна – на сто процентов! Тот же, кто старается только частично, прикладывая лишь тридцать процентов усилий, и результата достигнет соответствующего – «найдется» только тридцать процентов искомого, не более. А тот, кто вовсе не старается, ничего и не достигнет: когда нет «старался» – нет и «нашел». Современные же общественные деятели, которые заботятся о нашем благе с помощью своих «советов», мало того, что не имеют понятия, в чем заключается даат Тора, они еще и не желают этого знать, не прикладывают к этому ни малейших усилий. Соответственно, мы уже можем представить себе, насколько полезными могут быть их советы.

Люди могут спросить: а какое отношение может иметь даат Тора к государственным делам, производственным и социальным вопросам? Подобный вопрос может возникнуть только из-за отсутствия знаний. Хафец Хаим, благословенна память о праведнике, говорил от имени рабби Ицеле Воложинера, благословенной памяти: «Не существует на свете такого вопроса, ответ на который не содержался бы в Торе. Торговец, который, несмотря на уже полученные советы касательно его торговли, все еще не понимает, как ему вести дела, найдет совет, что ему делать, в Торе! Нужно только иметь зрение, чтобы увидеть, где именно он написан». Все это относится к проблеме одного частного лица, не всегда просто обнаружить, как именно Тора намекает на решение. Однако ответы на вопросы, касающиеся всего народа Израиля, не так уж трудно найти в Торе: есть бесчисленное множество упоминаний о способах выживания и поведении Израиля в изгнании, нужно только немного желания поискать их.

Мы живем в период, когда мир ввергается в хаос. Сумятица растет, и колесо времени вращается с молниеносной скоростью, так что уже совершенно невозможно как следует ориентироваться в том, что происходит в мире. Даже самый правильный совет, который по всем мнениям является самым верным на сегодня, завтра уже ничего не стоит. Изменения происходят со дня на день, ситуация так сильно и так невероятно быстро и непредсказуемо меняется, что совет, справедливый еще вчера вечером, сегодня уже ошибочен.

У нас только один путь: начать искать в Святой Торе, «что это сделал нам Б-г?» (Берейшит 42:28), и тогда мы найдем объяснения всем явлениям, которые сами по себе непонятны. Нет сомнений, что если бы мы могли спросить сегодня Всевышнего: «по какой причине Ты судишь нас?», ответом было бы: «Иди и учи!» – иди учиться, ищи в Торе, и найдешь ответы на все свои вопросы!

Смысл происходящего

Все страшные происшествия, которые случились в последнее время, преследуют одну цель: вернуть наши сердца к Отцу на Небесах, <как говорили мудрецы:> «Гром был сотворен только для того, чтобы выпрямить кривизну сердца человека» (Брахот 59а). Например, когда мы наблюдаем, как в последние годы евреи теряют свои экономические позиции, одну за другой, и не в какой-нибудь одной стране, а по всему миру, мы должны понять, что это происходит с нами не случайно. «Случай не постоянен», писал рабби Ицхак Абрабанель в книге «Рош Амана» (гл. 16) и в комментариях к книге Йеошуа (23:14); «случай» и «постоянство» – противоположные понятия.

Также, когда мы видим посланцев Гитлера, да сотрется его имя, которые кишат теперь повсюду, нам следует знать, что <на самом деле> они являются посланниками Небесного Суда, отправленными в этот мир в качестве ангелов-разрушителей. Хафец Хаим говорил: «Когда-то все евреи верили, что на небесах существуют ангелы-разрушители, как написано в Торе, а в наше время перестали верить, поэтому ангелов-разрушителей спустили на землю в разных обличиях: красные, коричневые…»

В эпоху Талмуда был «злодейский народ», который сильно притеснял нас, вынуждая евреев работать на себя, но и эти дикари понимали, что в Шаббат и Йом Тов еврей должен отдыхать, и уважительно относились к святыням Израиля (см. Гитин 17а, и там же в Тосафот, Йевамот 63б, Шаббат 11а (и в Тосафот там же) и 45а, и в Шеилтот рава Ахая Гаона, раздел Шемот, в конце главы 42). Теперь же, в двадцатом столетии, «культурные народы» не способны прилично вести себя по отношению к нашим святыням. Почему это происходит?

Написано в «Сефер Хасидим»: «Если ты видишь, как чужеземцы оскверняют святыню, знай, что прежде ее осквернили евреи».

Как могло такое случиться – в то время как вся земля полнится грабежом и убийством, они не стесняются запрещать еврейскую шхиту (кашерный забой скотины) под предлогом, что это, мол, «причиняет животным страдания» – и это в то время, когда человеческая жизнь обесценилась?! Как можно в то время, когда моральная распущенность перешла все границы, когда средь бела дня свободно попирают все представления о порядочном поведении – не дают еврею накладывать тфиллин в вагоне поезда, под предлогом, что «нескромно»… обнажать руку выше локтя. Как не стыдятся они называть подобные причины?

<Ответ таков:> «Одно напротив другого» – раньше, если еврей осквернял Шаббат, он стыдился этого и прятался от людей со своей сигаретой. Теперь же в этом ничего позорного нет, Шаббат оскверняется публично. Придумали целую теорию: это называется «борьба с клерикализмом», то есть, борьба с нашей Святой Торой. Теперь уже нечего и стыдиться, все делается открыто. И вот появляется Гитлер, да сотрется имя злодея, и провозглашает теми же словами: не стыдимся, выступаем в открытую – «Пойдем и истребим их из народов, чтобы имя Израиля более не упоминалось!» (Теилим, 83:5).

Когда-то в России, в дни погромов, хотя все знали, что «беспорядки» на самом деле санкционированы «сверху», все же власти стыдились объявлять погромы частью официальной политики правительства. Иногда погромщика могли даже посадить на одну-две недели. Сегодня же Гитлер включил в свою программу понятие «арийской расы». Уничтожение евреев в наши дни приобрело «научную базу».

А вот и ответ на эти загадки: «А если вы оставите Всевышнего… то нашлет Он на вас все эти проклятья и лишит всех благословений, так что пройдут ваши дни в смятении и страхе, и не будет у вас сил ни душевных, ни телесных, чтобы исполнять заповеди. Тем самым потеряете вы удел в обоих мирах, ибо когда человека терзают болезни, во времена войны и голода, он не может посвятить себя постижению мудрости и исполнению заповедей, с помощью чего он мог бы удостоиться жизни в грядущем мире» (Рамбам, Законы тшувы, 9, 1).

Из всего сказанного мы видим, что воевать с Творцом очень непросто, Он сильнее нас. Единственный выход – это вернуться к Нему, примириться со Святым, благословен Он, и с Его Торой, как сказано: «Верни нас, Г-сподь, к себе, и мы вернемся…» (Эйха, 5:21).

Перевод – рав О. Климовский.


http://www.beerot.ru/?p=51818