Награда за выполнение заповеди — в этом или следующем мире?

Дата: | Автор материала: Рав Элханан Буним Вассерман

1771

Говорится в Талмуде (Кидушин, 39б), что в этом мире нет награды за выполнение заповеди: «Сегодня выполнить, а завтра – получить награду» (Эрувин, 22а). И на первый взгляд это кажется странным: ведь все благословения и проклятия, перечисленные в Торе, относятся к материальному миру.

В Торе написано (Шмот, 20:5): «Взыскивает за грех отцов с сыновей до третьего и четвертого (поколения)» – и не более. Но при этом мы находим в Торе (Ваикра, 26: 34-35), что 70 лет Вавилонского изгнания являются наказанием за 70 шмитот [шмитаседьмой год, когда в Земле Израиля запрещены сельскохозяйственные работы – здесь и далее примечания переводчика], которые не были соблюдены. Если же произвести вычисления (см. Раши), можно обнаружить, что самая первая шмита была нарушена примерно за 500 лет до изгнания, а значит, миновало намного больше четырех поколений!

И также о грехе золотого тельца написано (Шмот, 32:34) «В день взыскания взыщу», и комментирует Раши там: в любой из бед, которые постигают еврейский народ, есть также и частица наказания за грех золотого тельца – вплоть до конца дней. Более того, в конце главы Ваелех (Дварим, 31:29) ясно сказано: «Ибо известно мне, что после моей смерти будете творить большое зло, и постигнет вас <это> зло в конце дней». Под «злом» подразумевается идолопоклонство, а «после моей смерти» означает после смерти Йеошуа, как объясняет Раши, и Тора свидетельствует, что наказание за это будет «в конце дней», т. е. в эпоху, предшествующую приходу Машиаха (иквета де-Мешиха), как известно из наших книг, и это – наше время.

Чтобы объяснить все это, необходимо прежде всего знать, что Небесный Суд осуществляется по двум категориям:

а) каждый судится сам по себе;

б) коллективный суд – все общество судится как одно целое.

В коллективном суде тоже есть множество категорий:

а) суд над одним городом, как сказано о городе Цоар: «Ведь он невелик, и спасется моя душа» (Берешит, 19:20, см. там же комментарий Раши [который объясняет, что Лот просил Всевышнего: такой небольшой город Ты можешь пощадить, ведь там немного грешников, и я смогу там жить]);

б) суд над целым народом, как сказано: «Ибо не полон <еще> грех эморейцев до сих пор» (Берешит, 15:16) – оттуда ясно видно, что грехи всех поколений грешного народа суммируются [Небесным судом];

в) суд над всем миром, о чем сказано, что «мир судится в соответствии с поведением большинства его обитателей» (Кидушин, 40б).

А различие между судом над отдельным человеком и судом над коллективом заключается в том, что один человек получает наказание либо только в этом мире, либо только в будущем, а иногда – в обоих, как сказано об этом в «Обязанностях сердец», а коллектив судится только в этом мире, этот суд не имеет отношения к будущему миру.

Таким образом, все встает на свои места: «нет награды за заповедь в этом мире» говорится, когда речь идет об отдельном человеке. Сюда же относится и понятие «праведник, которому плохо, и злодей, которому хорошо», ибо Всевышний «расплачивается <за добрые поступки> с ненавидящим Его при его <жизни>, чтобы погубить его <навечно>» (Дварим, 7:10, в соответствии с переводом Онкелоса). И также наказание до «третьих и четвертых поколений» – не больше – относится к отдельным людям. А то, что написано о Вавилонском изгнании, послужившем наказанием за несоблюдение шмиты, говорится о приговоре для всего народа, и поэтому к нему присоединяется наказание за прегрешения всех предыдущих поколений, как и к наказанию за грех золотого тельца и за идолопоклонство, которым евреи занимались после смерти Йеошуа. А все благословения и проклятия в этом мире, которые перечисляет Тора, относятся к приговору всего народа, а не к конкретному человеку.

Следовательно, при осуществлении суда над коллективом, который может быть только в этом мире, не может возникнуть ситуация «праведник, которому плохо, и злодей, которому хорошо», но всегда будет хорошо праведнику и плохо злодею. Это ясно видно и из книг Пророков: в то время, когда народ склонялся к идолопоклонству, немедленно следовало возмездие, а когда исполнял волю Всевышнего – в стране царило спокойствие.

И хотя известно из еврейской истории, что не раз приходили беды на поколение праведников – как во времена крестовых походов – это нельзя считать судом над всем народом, когда приговор выносится всем поколениям вместе. Тогда беды сыпались лишь на часть народа, а не на весь, как сказано: «И будет оставшийся лагерь спасен» (Берешит, 32:8, см. комментарий Рамбана). Однако в молитве Мусаф на Рош а-Шана мы находим слова: «Ты вспоминаешь все прежние творения…» и т. д., и получается, что в ежегодные дни Суда припоминаются деяния всех созданных в прошлых поколениях, вплоть до сотворения мира. Таким образом, мы вынуждены признать, что у этих деяний есть связь с теперешним судом, но это уже относится к тайне переселения душ, как сказано у Рамбана во «Вратах воздаяния» (п. 120). И слышал я от святого Хафец Хаима, благословенна память о праведнике, что дети-кантонисты во времена царя Николая Первого были перевоплощением душ евреев, служивших Баалу в эпоху Первого Храма.

Рашба в своих респонсах (ч. 1, 148) приводит заданный ему вопрос о словах мудрецов: «Наличие детей у человека, продолжительность его жизни и пропитание зависят не от его заслуг, а только от мазаля [предопределения]». А при чтении текста Торы можно прийти к противоположным выводам. Рашба отвечает, что Тора говорит обо всем народе, а не об отдельном человеке, и это соответствует мнению того, кто утверждает, что «есть мазаль у Израиля». А по мнению того, кто говорит «нет мазаля у Израиля», Тора подразумевает как весь народ, так и отдельного человека – таков ответ Рашба. И все же мы вынуждены признать, что даже по второму мнению есть различие между судом отдельного человека и всего народа, поскольку иногда приговор для отдельного человека может касаться только будущего мира, а не этого, как сказано: «”И платит ненавидящему Его при его <жизни>” – в этом мире, “чтобы уничтожить его” – лишить будущего мира», как следует из перевода. А весь народ никогда не судится в будущем мире – только в этом. И также есть разные мнения о приговоре, вынесенном позже четвертого поколения.

Из всего вышесказанного следует, что слова «в этом мире нет награды» соответствуют мнению того, кто считает, что «нет мазаля у Израиля», потому что по второму мнению Тора говорит как обо всем народе, так и об отдельных людях, и таким образом сказано прямо, что есть награда за заповеди в этом мире. Но из сказанного в Гмаре видится иначе – а именно, оттуда следует, что один спор не связан с другим. Однако Рамбам уже объяснил в Законах тшувы (гл. 9), что благословения и проклятия, перечисленные в Торе, вообще не относятся к награде и наказанию – см. там, и также см. комментарий Рамбана в начале главы Бехукотай.

Перевод – М. Климовская


http://www.beerot.ru/?p=9310