Законы Шаббата рава Позена 25 — Главы 20-21 — Вычесывание и Окрашивание

Дата: | Автор материала: Рав Яаков Позен

1954

Глава 20. Вычесывание

После очистки и отбеливания шерсть или лен вычесывают, т.е. разделяют спутавшиеся волокна, чтобы подготовить их к прядению. Вычесывающий шерсть, лен и т.п. в Шаббат преступает запрет Торы. (Некоторые добавляют, что к срезанным волосам тоже относится запрет вычесывания: согласно этому мнению, в Шаббат запрещено причесывать парик).

Глава 21. Окрашивание

1. Определение мелахи

Как правило, шерсть красят перед прядением, когда волоски еще разделены и хорошо прокрашиваются, поэтому мелаха крашения предшествует прядению в порядке мелахот. И не только крашение шерсти, льна и других материалов, подвергающихся прядению, является нарушением Торы, но и покраска, например, посуды, здания, раскрашивание рисунка, изображения. Мелаха включает в себя также придание цвета жидкости (не предназначенной для еды и пр. – см. ниже п.2), чтобы придать ей определенный вид, например, добавить краску во флакон с водой, выставленный для красоты в освещенном солнцем окне. (Поэтому следует воздерживаться от того, чтобы в воду в туалете попадало какое-нибудь красящее вещество). И запрещено красить вещь даже в тот цвет, в который она уже была покрашена.

2. Придание цвета еде

Было постановлено, что крашение не относится к пище. Например, разрешено добавлять красное вино в белое, и, хотя тем самым мы придаем ему красноты, нет намерения его окрасить, нет и запрета. Однако если хотят придать пище определенный вид, то мы разделяем между случаем, когда это совершенно не нужно для еды (например, человек хочет, чтобы блюдо выглядело красиво для привлечения покупателей), и когда это нужно для еды (например, полить пирог фруктовым соком, чтобы он лучше смотрелся на столе). Если нет в этом нет никакой необходимости для еды, запрещается в Шаббат добавлять к еде любое вещество, изменяющее ее внешний вид. Если такая необходимость есть, это не запрещено. Но все же, поскольку есть устрожающие в этом – они полагают, что в любом случае здесь имеется намерение окрасить, и потому запрещают крашение пищи – стоит по возможности воздерживаться от этого. Следуя этому правилу, при изготовлении харосета к Песаху красное вино лучше добавлять до начала праздника.

3. Окрашивание вследствие загрязнения

Если у кого-то руки запачканы красящим фруктовым соком или есть кровоточащая рана, есть мнение, что он должен стараться не дотрагиваться до одежды или бумаги и т.п., чтобы не оставить там следов сока или крови. Тем не менее, есть и разрешающие, которые считают, что это не способ крашения, а пачкание. Поэтому, конечно, изначально следует постараться удовлетворить все мнения и не вытирать ни обо что руки, испачканные соком или кровью, а вымыть их водой. Если же это трудно сделать, можно положиться на разрешающее мнение: при этом изначально лучше использовать ткань другого цвета, чем цвет на руках, так как в этом случае порча очевиднее, чем если бы ткань была того же цвета. Но постфактум разрешают и это, так как, в конце концов, и это считается пачканием.

4. Окрашивание человека

Запрет красить касается также и тела человека, поэтому женщине запрещено красить лицо, руки, ногти и другие части тела. Запрещено не только наложение краски, но также и любое действие, из-за которого меняется цвет тела, например, использование какого-либо средство, от которого кожа краснеет сама по себе. Тем не менее, разрешается накладывать на лицо порошок, впитывающий пот, и пр. (пудра для лица), если оттенок пудры не отличается от цвета лица, так как в таком случае нет намерения красить. Запрещается сидеть на солнце, чтобы загореть.


http://www.beerot.ru/?p=11555