Желающий Тшувы — Глава 8

Дата: | Автор материала: Рав Барух Шломо Рабинович

1301

Глава 8. Правила, как брать на себя обязательства

В книге «Тшува Шлема» приводится комментарий Виленского Гаона к стиху из Мишлей (19:2) «торопливый ногами грешит (חוטא)», и он пишет так: «ноги – это качества характера; когда он приучит себя к ним, они станут его натурой (здесь обыгрывается слово ירגיל – приучится, сделает своей привычкой, являющееся однокоренным слову רגל – нога. Прим. переводчика). Однако, <исправляя> черты характера, следует продвигаться постепенно, с уровня на уровень, подобно поднимающемуся по лестнице, и не пытаться сразу «запрыгнуть» на уровень, который ему еще не подходит. «Торопливый ногами» сказано о человеке, который пытается сразу достичь ступени, недоступной ему, и он חוטא – «грешит, промахивается» (одно из значений слова חוטא – промахивается. Прим. переводчика), оставаясь ни с чем, поскольку он упадет оттуда».

А 3-й стих той же главы Мишлей «Глупость человека извращает путь его, а на Г-спода негодует сердце его» Виленский Гаон прокомментировал так: «Сказали мудрецы (Шаббат 104а): тому, кто намеревается очиститься, помогают. Случается, что человек начинает учить Тору и выполнять заповеди, а потом прекращает, потому что ему очень тяжело, а помощи нет, и он негодует на Всевышнего – почему Он не помог; на самом же деле причиной является его собственная глупость. Так как любой человек должен продвигаться в соответствии со своим уровнем, и не перепрыгивать <ступени>, как мы объясняли выше, – и тогда он может уверенно идти по избранному пути, к тому же он получит помощь. Этот же человек пошел не по своему пути, поэтому и не получил помощи, и в этом «глупость человека», то есть, из-за глупости, которая заключается в том, что он начал действовать необдуманно, он извратил свой путь, а теперь негодует на Всевышнего – почему Он не помог».

Из этого мы учим, что человек, прежде чем взять на себя какое-либо обязательство, должен проверить, соответствует ли это его собственному уровню, и тогда пусть следует уверенно избранному пути, и Свыше помогут ему.

Мы уже упоминали, что когда человек собирается проверить, что именно лучше подходит ему, чтобы взять на себя, пусть убедится, что это решение будет легко выполнимым (чтобы он смог придерживаться его на деле!). И хорошо, если к тому же это будет что-нибудь настолько же полезное, как и то, что взял на себя тот юноша по совету рабби Шимона бен Шетаха.

Во вступлении к книге «Сифтей Хаим» (Моадим 1, «Путь <духовного> подъема», стр. 17) приводится несколько правил, которые можно выучить из тех обязательств, которые принимал на себя гаон рав Хаим Фридлендер, записывая их. Вот они:

1. Все обязательства принимаются на условии «без обета»

2. Все, что человек берет на себя – берет только на очень короткое время [Примечание составителя. То же пишет и автор книги «Хосен Йеошуа» (статья 1, гл. 1, п. 4): «Правильно не растягивать время действия решения (идет речь о решении усерднее заниматься Торой) надолго», и см. там его объяснения, почему.]

3. Регулярная проверка исполнения решений

Также можно заметить, что он записывал не только то, что брал на себя, но и результаты проверок того, как он придерживался взятых на себя обязательств. (И еще там приводится, что он записывал множество идей о том, как служить Всевышнему, и писал об этом так: «Я записываю свои идеи с целью соединять их – одну к другой, строить мысль сегодняшнюю, продолжая вчерашнюю, и так выстроить, с Б-жьей помощью, путь служения Всевышнему».)

Путь заранее продумает, что может помешать ему придерживаться своих обязательств

Стоит добавить еще одно правило касательно обязательств, которое я слышал от одного уважаемого талмид хахама, да продлятся его дни, который слышал еще от кого-то, кто слышал от нашего великого учителя, рава гаона Элазара Менахема Шаха, благословенной памяти – что он сам, дабы укрепиться в чтении благословения после трапезы, Биркат а-мазон, взял на себя на несколько недель читать его по сидуру (молитвеннику), и обязался делать так только в то время, когда он дома, потому что там ему легко это выполнить.

Из этого примера мы можем выучить, что прежде чем взять на себя какое-либо обязательство, человек должен хорошо проверить, что может помешать ему реализовать свои обязательства на деле. И принимать на себя только такие обязательства, о которых он будет знать, что ему легко удастся их выполнить в совершенстве.

Совершающему тшуву следует постоянно молиться Всевышнему, чтобы помог ему с тшувой

Когда мы собираемся взять на себя какое-либо обязательство, несомненно, следует молиться Всевышнему из глубины сердца, прося, чтобы Он помог принять верное решение, которого мы сможем придерживаться. И см. в «Шаарей Тшува» (раздел 1, основа 15, в конце), где написано так: «И еще совершающему тшуву следует постоянно молиться Всевышнему, чтобы помог ему с тшувой, как сказано (Ирмияу 31:17): “Верни меня, и я вернусь, так как ты – Г-сподь, мой Б-г”».

И еще следует особенно сосредоточенно иметь в виду тшуву во время произнесения благословения «Верни нас» в молитве Шмонэ Эсрэ. См. в «Сефер Харедим» (гл. 67), где написано: «В этом благословении следует быть сосредоточенными более, чем во всех остальных средних благословениях, поскольку от него есть большая польза и исцеление для души».

Хафец Хаим в своей книге «Махане Исраэль» (статьи, гл. 10 – «Битахон») писал так: «И тфила (молитва)… – не только во время Шмонэ Эсрэ, но и в любое время, когда человек пожелает, он может вознести молитву к Б-гу… Однако необходимо, чтобы в ней присутствовали два момента:

1. Чтобы молитва исходила из глубины души, а не просто слетала с уст

[Примечание составителя. И еще он добавляет там же: «Если человек сумеет пробудить свое сердце к слезам – это хорошо, как сказали мудрецы: (Бава Мециа 59а): “Все ворота заперты, кроме врат слез”»].

2. Пусть его намерением будет, чтобы его молитва дошла до Земли Израиля, там – до Иерусалима, а оттуда – к месту Святая Святых.

И когда он сделает так, несомненно, его молитва не вернется неотвеченной».


http://www.beerot.ru/?p=20606