Желающий Тшувы — Глава 7

Дата: | Автор материала: Рав Барух Шломо Рабинович

1406

Глава 7. Путь тшувы: с помощью легко выполнимого обязательства, которое совершающий тшуву возьмет на себя, и устоит в этом

Из вышеприведенной истории с юношей, который принял путь тшувы от рабби Шимона бен Шетаха, мы учим, каков путь к исправлению греха. Как наставлял юношу рабби Шимон бен Шетах: «Найду я легкое лекарство для раны твоей и исцелю болезнь твою. Единственное, сын мой, чего тебе следует остерегаться во всех твоих делах – это лжи…». От человека не требуется совершать поступки, которые ему не по силам, наоборот – путь к победе над дурным началом состоит в том, чтобы человек взял на себя что-нибудь легко выполнимое, в чем ему важно укрепиться. Поэтому тому, кто желает совершить тшуву, стоит присмотреться к себе или спросить своих учителей, чтобы понять – какое именно легкое обязательство ему стоит принять на себя, чтобы с наибольшим успехом ему удалось бы удержаться от греха. И пусть примет это на себя, и пребудет с ним Б-г. (И так написано в книге «Ор Исраэль» (письмо 8): «Известный с очень давних пор способ понемногу приближаться к пути оставления греха… Человеку легко принять решение, которое он сможет выполнить, и держаться этого, не прилагая больших усилий…».)

Это – не незначительная вещь, а очень важная

Если внимательно рассмотреть слова рабби Шимона бен Шетаха, обращенные к юноше, и его ответ, то можно найти разницу между ними. Рабби Шимон бен Шетах сказал юноше: «Найду я легкое лекарство для раны твоей», а тот ответил: «Это – малое…». По-видимому, объясняется это так: поначалу юноша не видел большой пользы от такого решения, и оно выглядело в его глазах незначительным по сравнению с тяжестью грехов, которые он должен был исправить. И, как видно там далее, после того, как рабби Шимон бен Шетах потребовал с него клятвы, он дал ее – «поклялся юноша, и вернулся домой». Простое понимание написанного здесь предполагает, что на этом этапе юноша не почувствовал особых изменений, происшедших с ним вследствие взятого на себя обязательства. И только в тот день, когда соседка его ушла из дому, и он спасся от греха воровства благодаря принятому решению не лгать – тогда он оценил пользу этого решения. Как сказано в Мидраше: «Тогда он вернул все, что взял, и оценил мудрость Шимона бен Шетаха».

Пусть примет твердое решение (не давая обетов) придерживаться взятых на себя обязательств

Рабби Шимон бен Шетах, взяв с юноши клятву, научил нас, что надо искать способы заставить себя придерживаться взятых нами на себя обязательств. И действительно: когда пришел час испытания для того юноши, именно клятва не лгать, данная им, заставила его поступить в соответствии с принятым решением. Как видно из слов Мидраша, если бы не клятва, юноша нарушил бы то, что взял на себя. Вот слова, которыми Мидраш описывает то, что юноша говорил сам себе: «Если скажу ей, я чист и невиновен, получится, что солгу, – а как же моя клятва?» Именно это привело его к тому, что он вернул все, что взял.

А в нашем поколении, когда души измельчали, и люди не придают клятве такого значения, как раньше, – весьма и весьма следует остерегаться, чтобы не давать обетов и клятв. Поэтому каждый должен поступать с умом, и придумывать свои хитрости и уловки, чтобы заставить себя придерживаться взятых на себя обязательств.

Чувство стыда не даст человеку оступиться

Слышал я от одного уважаемого талмид хахама, да продлятся его дни, очень полезный совет, который может помочь человеку придерживаться собственных решений. А именно – проверять вместе с талмид хахамом, который знает его, придерживается ли он взятых на себя обязательств. Этот способ поможет человеку выполнять свои обязательства, ведь по природе своей человек способен преодолеть себя больше, чем обычно, если он чувствует стыд, и ему хочется сохранить свое достоинство. Например, если человека сильно рассердили <домашние>, но в это же время он слышит, как кто-то стучится в дверь – даже если обычно он дает волю гневу, теперь ему будет стыдно, и он сдержится. Также и ленивый человек: когда у него в гостях находится кто-то важный, перед которым ему стыдно, он будет бодро вставать рано утром. Получается, что качество стыда помогает улучшить поведение человека, даже в случае испытаний, которые ему непросто выдержать. И стоит воспользоваться этим, чтобы улучшить наше собственное поведение.

Благодаря постоянному обществу хороших товарищей человеку будет легче придерживаться своих обязательств

Человек, пробудившийся к тшуве, чтобы удостоиться придерживаться взятых на себя обязательств, должен постараться постоянно находиться среди таких людей, которые усердно учатся, Б-гобоязненны и обладают хорошими чертами характера. Потому что человеку свойственно и в качествах характера, и в поступках тянуться за своими друзьями и приятелями, и поступать так, как принято в том месте, где он живет, как это разъясняется у Рамбама в Илхот Деот (6, 1). И в пятой главе «Месилат Йешарим» написано, что дурное окружение лишает человека качества осторожности: «Ведь мы видели много раз, как, даже постигнув необходимость служения и осторожности, человек пренебрегает какими-то их аспектами и деталями, чтобы друзья не смеялись над ним, или ради того, чтобы остаться в их обществе… Человек обязан очистить себя и избегать дорог, по которым идет толпа, погруженная в суету этого мира, и направить свои стопы к обители Всевышнего».

Рассказывают, что у автора «Бейт Исраэль», благословенной памяти – великого Гурского ребе, возглавившего этот хасидский двор после Катастрофы, была привычка спрашивать у юношей, которые приходили к нему, кто их друзья. Потому что он видел в этом очень важную основу успеха в Торе и в служении Всевышнему. И еще я слышал от одного уважаемого талмид хахама, да продлятся его дни, что польза от приобретения добрых друзей и соседей многократно оправдывает приложенные для этого усилия. И об этом, наверное, можно сказать словами рабби Исраэля Салантера из книги «Ор Исраэль» (5), где он писал об изучении мусара, что «средство это – несложное, а плоды его многочисленны».


http://www.beerot.ru/?p=20605