Желающий Тшувы — Глава 3

Дата: | Автор материала: Рав Барух Шломо Рабинович

1502

Глава 3. В чем состоит тшува

Рамбам в Законах Тшувы (2, 2) пишет следующее: «В чем состоит тшува? В том, чтобы грешник оставил свой грех, перестал даже думать о нем и принял бы в сердце своем твердое решение более его не совершать… а также он должен сожалеть о <том, что уже совершил в> прошлом… так, чтобы свидетельствовал о нем Тот, Кому ведомо сокрытое, что больше он никогда уже не вернется к этому греху… И должен произнести видуй (исповедь) и высказать все, что решил для себя об этом». А гаон рабби Ицхак Блазер писал в своей книге «Кохвей Ор» (гл. 6) так: «Здесь Рамбам перечисляет четыре понятия: 1) Оставление греха; 2) Принять в сердце своем решение более его не совершать; 3) Сожалеть о <том, что уже совершил в> прошлом; 4) И должен произнести видуй… И все время, пока он не примет решение в сердце своем также и на будущее не возвращаться к этому греху (так, чтобы свидетельствовал о нем Тот, Кому ведомо сокрытое, что больше он никогда уже его не повторит) – это не тшува, и преступление его не будет прощено, даже если он и не повторит этот грех более».

[Примечание автора. Рабейну Йона в своей книге «Шаарей Тшува» (1, 19) пишет следующее: «Три основы у тшувы – раскаяние, видуй и оставление греха». По-видимому, он все же не спорит с Рамбамом, а включает принятие решения на будущее в понятие «оставление греха», как он сам писал по поводу второй основы (п. 11): «Оставление греха: человек должен покинуть свои дурные пути и принять твердое решение в сердце не возвращаться на них более». Это очень схоже с формулировкой Рамбама: «и принял бы в сердце своем твердое решение более его не совершать», из которой заключил рабби Ицхак Блазер, что принятие решения на будущее тоже является одной из основ тшувы. И смотри в комментарии рава Биньямина Зильбера к книге «Шаарей Тшува» – «Петах а-Шаар», где написано так: «Принять решение всем сердцем – это решение о будущем. И оставление греха не будет настоящим все время, пока он не принимает очень твердое решение, и не решает от всего сердца, что более не согрешит».

И еще см. в книге «Хафец Хаим» (в конце четвертого правила Законов лашон а-ра), где написано, что исправление той части греха, которая связана с отношениями между человеком и Б-гом, состоит в том, «чтобы раскаялся о прошлом, исповедался и принял решение от всего сердца на будущее, что более не поступит так». Очевидно, что Хафец Хаим включил понятия «принятие решения на будущее» и «оставление греха» в слова «принял решение и т. д.»]

Прегрешения в области отношений между людьми

Рамбам в Законах Тшувы (7, 9) пишет: «И тшува, и Йом Кипур искупают только грех, касающийся отношений человека с Б-гом… Однако грех, совершенный по отношению к другому человеку… не прощается никогда, пока он не отдаст человеку то, что должен ему, и не вернет его расположение к себе… И даже если обидел его только словами, следует предпринимать попытки примирения и добиваться этого, пока не простит ему». (См. там еще, что делать тому, кого не желают прощать.) Желательно не откладывать просьбу о прощении (однако не следует пытаться умиротворять его в то время, когда он все еще сердится, как говорил рабби Шимон бен Элазар (Авот гл. 4)). От того, что человек попросит прощения пораньше, будет польза и в том, что ссора не разгорится, не дай Б-г, и также он не забудет умиротворить товарища.

Пусть поторопится совершить тшуву

В трактате Брахот (19а) написано: «Учили в Доме Учения рабби Ишмаэля: если ты увидел талмид хахама, совершившего грех ночью, не подозревай его днем (в том, что он все еще грешен – прим. переводчика) – возможно, он уже сделал тшуву». Гмара спрашивает на это: «как тебе пришло в голову так сказать: «возможно»? – То есть, неужели есть сомнение в том, что он уже свершил тшуву? И отвечает: «Несомненно, он уже сделал тшуву».

А в «Шаарей Тшува» (раздел 1, п. 2) написано так: «И знай, что с каждым днем, когда грешник откладывает тшуву, его наказание весьма увеличивается, ведь он знает, что уже вызвал на себя гнев, и есть у него убежище, куда он может убежать, а именно – тшува, а он продолжает свой бунт… Поэтому злодейство его весьма велико…». (Страшно подумать – получается, что тот самый грех, после того, как человек оступился, совершив его, с каждым днем, что он откладывает совершение тшувы, продолжает становиться все более все более тяжелым, соответственно увеличивая и наказание!)

И продолжает там автор: «Обычно только у амей а-арец (здесь: неграмотные люди, не очень тщательно соблюдающие Тору – прим. переводчика) встречается такое, чтобы откладывали тшуву, так как они погружены в дрему, и не обращают внимания, и не хватает им ни разума, ни понимания для того, чтобы поторопиться спасти свои души… И сказали мудрецы: «если ты увидел талмид хахама, совершившего грех ночью, не подозревай его днем – на самом деле (несомненно), он уже сделал тшуву».

И наверняка, когда гмара написала: «Несомненно, он уже сделал тшуву», она имела в виду, конечно же, полную тшуву, со всеми четырьмя ее составляющими, разъясненными выше (раскаяние, видуй, оставление греха и принятие решения). И см. «Мишну Бруру» (119, п. 4), где написано: «Хорошо бы исповедоваться во время благословения «Шомеа Тфила» (слышащий молитву), говоря так: «грешил я, совершил я преступление и злодейство…» И если появился у него новый грех, пусть ясно упомянет о нем в ближайшей молитве, и прочтет ее со смирением – как минимум, со слезами в голосе, и примет решение не поступать так более намеренно, а если не сделает так, то против него возникает обвинение Свыше». (См. там, где он указал на 8-й параграф 122-й главы, в котором приводятся слова сборника «Хаей Адам»: «лучше установить молитвы обо всем, в чем человек нуждается, после того, как он уже завершил «Шмонэ Эсрэ» полностью, чем устанавливать их в благословении «Шомеа Тфила». Для того, чтобы когда ему понадобится отвечать на кадиш или кдушу, он смог бы по всем мнениям ответить на них, уже произнеся “יהיו לרצון”».)

«Сомнительное нарушение больше требует тшувы, чем несомненное»

Рабейну Йона в комментариях к трактату Брахот (1б на страницах Рифа, на самом деле комментарий написан учениками рабейну Йоны в соответствии с тем, как он их учил – прим. ред.) писал так: «Главное в Б-гобоязненности – опасаться сомнений… Поскольку наказание за сомнительное <нарушение> больше, чем за несомненное. И также мы находим, что за несомненное нарушение человек приносит хатат (жертва, искупающая ненамеренный грех), о которой сказали мудрецы в трактате Менахот (48а): «Хатат – может стоить всего данку (данка, меа, сэла – денежные единицы)», то есть, даже если стоимость овцы или козы, которую он принесет в качестве хатат, не превышает данки – достаточно ему этого. А данка – это 1 меа… Если же приносит ашам (повинная жертва) из-за сомнения, должен принести его стоимостью 2 сэла, что равно 48 меа.

Причиной того, что к сомнительному нарушению отнеслись строже, чем к несомненному, по словам моего учителя и рава (Рабейну Йоны), является тот факт, что человек больше обращает внимание на несомненный грех, переживая из-за него и раскаиваясь в нем, и совершая полную тшуву. Однако по поводу сомнительного греха у него появляются различные соображения, он говорит: тот кусок, что я съел – возможно, был разрешен, и не примет этого настолько близко к сердцу, чтобы делать тшуву, поэтому устрожили в этом вопросе больше».

Это приведено (в качестве принятой алахи) и у Рамо в Законах Десяти Дней Тшувы (в конце главы 603): «Сомнительное нарушение больше требует тшувы, чем несомненное, потому что человек больше раскаивается в том, о чем ему известно, что он совершил, чем в том, о чем неизвестно. Поэтому понадобилось, чтобы жертва ашам талуй (приносимая из-за сомнения) была дороже, чем хатат».

Тшува за легкие нарушения и за невыполнение заповедей

В первом разделе «Шаарей Тшува» написано так: «Основа тринадцатая: чтобы легкие нарушения были в глазах человека тяжелыми по четырем причинам:

Первая – поскольку человек должен смотреть не на легкость нарушения, а на величие Того, кто запретил так поступать. (Ведь тот, кто нарушает волю царя из плоти и крови даже в малом, считается бунтовщиком. Тем более, тот, кто нарушает волю Царя царей над царями, Святого, благословен Он, даже совершая самое легкое нарушение, считается восстающим против Его Царства. – комментарий «Петах а-Шаар»)

Вторая – потому что дурное начало властвует над легкими нарушениями, и это может стать причиной их частого повторения, и тогда они тоже будут расцениваться как тяжелые, когда наказание будет прибавляться <к предыдущему> каждый раз. Это иллюстрируется на примере тонкого шелкового шнурка, мягкого и легко рвущегося, который, если его многократно сложить, превратится в крепкую веревку.

Третья – так как регулярное повторение нарушения превращает его в глазах самого нарушителя в нечто разрешенное, и он вовсе сбросит ярмо этого запрета с себя, совершенно прекратив остерегаться нарушить его. Таким образом, он будет считаться одним из людей, которых называют сбрасывающими ярмо, отрицающими (то есть, отрицающими факт дарования этой заповеди Творцом) и отступниками по отношению к одной заповеди.

И четвертая – ведь если дурное начало одержит победу в незначительном вопросе, завтра оно одолеет человека и в серьезном».

А по поводу того, насколько следует остерегаться, чтобы не пренебречь выполнением <повелительных> заповедей, смотри в книге «Месилат Йешарим» (глава 6), где приводится стих из Мишлей (18:9): «И тот, кто расслаблен в своей работе, – брат вредителю», и комментируется так: «Ведь хотя он и не вредитель, творящий зло активным действием, не думай, что он далек от него. Он – брат его и подобен ему».

Да не упустит ни одной составляющей тшувы

Слышал я от одного важного талмид хахама, да продлятся его дни, замечание, о котором стоит помнить в течение всего года, а в особенности – во время Десяти Дней Тшувы. Вот оно: среди прегрешений, в которых оступается человек, есть и такие, которые он продолжает совершать, подпадая под определение «тот, кто стоит на дурном пути, и пока не сумел свернуть с него». Над этими прегрешениями следует много трудиться в течение всего года, находя приемы, чтобы применить их в постоянной борьбе со своим дурным началом. И также упрашивать Всевышнего с разбитым сердцем, чтобы <Он помог человеку> удостоиться исправить свое поведение и совершить тшуву.

А есть такие прегрешения, которые человек уже оставил, и более не оступается в них. По отношению к ним следует помнить вышеприведенные слова Рамбама о четырех основах тшувы, из которых следует, что даже если человек оставил грех, его преступление не будет прощено, пока он не восполнил все остальные элементы тшувы. Поэтому следует обратить внимание на то, чтобы выполнить весь закон тшувы: задуматься о своих прегрешениях и раскаяться в них, исповедаться и принять решение на будущее.

После того, как человек уже оставил грех, ему легко принять искреннее решение не возвращаться более к этому греху – ведь он уже знает, что ему это по силам, как разъясняется в книге «Кохвей Ор» (глава 6): «Поскольку грешник должен будет оставить грех… а также раскаяться в своем преступлении, после этого ему будет легко принять твердое решение, что более он не поступит так, а также произнести видуй».


http://www.beerot.ru/?p=20601