О воспитании в еврейской традиции — Глава 17 — Приучение к молитве

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

1464

ПРИУЧЕНИЕ К МОЛИТВЕ

Как помочь ученикам достичь должной высоты в молитве? Это – одна из самых важных и центральных задач, стоящих перед преподавателем. Чтобы успешно с ней справиться, мы должны понимать суть молитвы. Заповедь молиться мы учим из первого стиха второй части молитвы Шма, Исраэль: «»И будет, если послушаетесь Моих повелений… любить Г-спода, Б-га вашего и служить Ему всем сердцем своим…» (Дварим, 11:13), и что означает служение сердцем? Это молитва» (Таанит, 2а).

Сефер а-хинух (заповедь 434) приводит от имени Рамбама, что это повеление – общая заповедь, так как она включает в себя всю Тору, и служение Всевышнему заключается в выполнении всех заповедей. Вместе с тем это также отдельная заповедь, которую заповедал нам Всесильный, – молиться Ему.

Такая особенность этой заповеди, сочетание в ней черт общей и частной заповеди, учит нас тому, что основной путь служения Всевышнему – это молитва. В молитве человек отказывается от своего «я» перед Всевышним, изливает перед Ним свое сердце, молит и просит Его; признает Его царскую власть над собой и подчиняет себя служению. Поэтому молитва – важнейшая основа служения, которую мы должны внедрить глубоко в сердца наших учеников.

При этом слова «служение сердцем» означают, что недостаточно просто произносить слова молитвы, необходим настрой сердца, и в этом суть «служения». Работа эта совсем не простая и требует постоянной сосредоточенности – в течение всего времени молитвы.

В этом самая большая трудность. Мы молимся ежедневно, три раза в день, каждый раз произнося те же слова производя те же действия, и по прошествии дней все превращается в привычку – становится «заученной заповедью». Слова сходят с уст без духовного настроя, без мысли, без истинного служения сердца… И если это так, то в молитве очевидным образом отсутствует самое главное.

В книге Ховот а-левавот (гл. Хешбон нефеш, 3) объясняется, насколько серьезной проблемой является отсутствия духовного настроя в молитве. Автор сравнивает слова молитвы с кожурой плода, а духовный настрой при из произнесении – с самим плодом. Слова – это «тело» молитвы, а духовный настрой – «душа», и потому молитва без духовного настроя – как тело без души или как кожура без плода.

Автор приводит и такое сравнение: молитва без духовного настроя подобна человеку, который удостоился визита самого царя и приказал жене и детям прислуживать ему, а сам тем временем отправился гулять. Понятно, что царь разгневался и не пожелал принять услуги домочадцев; точно так же, когда человек молится, а его сердце не сосредоточено на молитве, Всевышний не принимает ее.

Понимание этого мы должны донести до ученика, насколько это возможно в соответствии с его способностью восприятия. Нужно объяснять, что весь день строится на молитве, питается и насыщается ею.

Когда первые лучи солнца озаряют небо, мы должны подготовить себя к утренней молитве, чтобы прославить Того, Кто освещает землю и по милости Своей каждый день воссоздает все мироздание. Когда солнце склоняется к вечеру и приходит время приносить послеполуденную жертву тамид, наступает время молитвы минха. А когда смеркается и на небе загораются звезды, мы освящаем ночь, приступая к чтению Шма, Исраэль. Мы должны дать детям ощущение и понимание того, что в каждом отрезке дня есть свой призыв к молитве и Всевышний жаждет всех молитв сынов Израиля.

Одно из доступных средств, с помощью которых мы можем дать понять ученикам важность молитвы, – дать им увидеть и почувствовать заинтересованность учителя в их молитве, чтобы они ощутили, какую важность он придает ей. Он идет между рядами, смотрит и проверяет, наставляет и вдохновляет учеников, торопит и подгоняет небрежных и отстающих и побуждает всех молиться слово за словом, правильно произносить каждое слово. (И совершенно ясно, насколько плохо, если он занимается в это время другими делами. Он не только не сможет должным образом следить, как они молятся, но и привьет им пренебрежительное отношение к молитве вообще).

Кроме этого, нужно поощрять учеников к пониманию молитвы. Лучший способ – задавать время от времени вопросы о сказанном в ней, например: как понимать выражение ותאזרני שמחה «и охвати меня (как поясом) радостью», или что значит «Бросает лед Свой крупинками», или «и Он – знамя мое и убежище для меня» и т. п. Спросив, нужно дать детям возможность подумать, поискать ответ дома и ответить, чтобы в итоге молитва действительно стала служением, а по прошествии достаточно большого времени – «служением сердца».

Нужно также контролировать, как обстоит дело с молитвами, не входящими в учебные рамки, спрашивая, не забыли ли они помолиться минху и маарив, и просить время от времени принести записку из дома с подтверждением, что и там следят, чтобы ребенок молился как следует.

В младших классах нужно позаботиться о том, чтобы ученики знали основные законы, связанные с молитвой: когда нужно молиться сидя, а когда стоя, где нужно делать поклоны в Шмона эсре и каким образом, в каких местах запрещено прерываться для разговора и т.п.

И чем старше становится ученик, тем выше, разумеется, нужно поднимать уровень требований к пониманию. В старших классах уже необходимо говорить об обязанности духовной сосредоточенности в первом стихе Шма, Исраэль[1] и в первом благословении Шмона эсре. Ученики должны хорошо понять, что чем старше они становятся, тем больше требуется от них усилий, чтобы улучшить свою молитву и углубить духовную сосредоточенность в ней[2].

  1. О духовном настрое при чтении этого стиха см. Шульхан арух, Орах хаим, 5.
  2. Следует отметить, что когда р. Фридлендер получил должность духовного наставника в ешиве «Поневеж», он установил за счет своего времени особые часы для помощи учащимся в молитве и сказал, что этим он восполняет то, что они недостаточно изучали в талмуд-торе (примеч. составителя).

http://www.beerot.ru/?p=9967