О воспитании в еврейской традиции — Глава 8 — Сотрудничество между родителями и педагогами

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

1584

СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ПЕДАГОГАМИ

Сказано в Торе: «И будет в Йешуруне царь» (Дварим, 33:5). Если сыны Израиля объединены общимипомыслами здесь, на земле, то великое имя Его прославляется на Небесах, как сказано: «И будет в Йешуруне царь». Когда это будет? Ответ: «При собрании глав народа» (далее там)… «Вместе – колена Израиля» (далее там) – то есть тогда, когда (сыны Израиля) представляют собой единое сообщество, а не разбиты на отдельные группы. И подобно этому сказано: «Строящий на небесах высоты Свои (Творец), и сообщество (праведников) Его – на земле (Он) основал его» (Амос, 9:6).

Раби Шимон бар Йохай говорит: «Чему это можно уподобить? Один человека взял два корабля, скрепил их цепями, поставил на якоря и построил на них дворец. Пока корабли соединены, дворец существует; разъединятся – он разрушается. Точно так и народ Израиля: когда евреи исполняют волю Творца, их высоты – на небесах и «сообщество Его – на земле (Он) основалего».

Подобно этому говорится: «Это мой Б-г, и я украшу Его» (Шмот, 15:2) – своими прославлениями. Когда я благодарю Его, Он как бы украшается этим, а когда не благодарю, разве украшается Имя Его?

Еще сказано: «Вы – Мои свидетели – слово Б-га, а Я – Б-г» (Йешаяỹ, 43:12). Когда вы – Мои свидетели, Я – Б-г.

Подобно этому сказано: «К Тебе устремил я взор свой, оВосседающий на небесах» (Теилим», 123:), – если бы не я (с моими прославлениями), не восседал бы Ты на небесах (не проявилось бы Твое царство на небесах). И об этом также сказано: «Вместе – колена Израиля» – когда (сыны Израиля) представляют собой единое сообщество, а не разбиты на отдельные группы (Сифри, Зот ã браха, 346).

Учитель – наш партнер

Слова мидраша Сифри, процитированные здесь, учат нас, что хотя, конечно же, Всевышний – «Царь» Сам по Себе (независимо от того, объявляют его царем или нет), как говорится в гимне Адон олам, в котором Его прославляют словами: «Властитель мира, Который воцарился еще до того, как все было сотворено», – тем не менее, он возложил на нас обязанность провозглашать Его царство в сотворенном мире. Он поставил это условием, и поэтому если, не дай Б-г, мы не провозглашаем Его царем над нами, то Он – как будто не царь.

Мы должны знать, что власть Всевышнего как Царя (над нами) может проявиться только при условии единства взглядов нашего народа. Именно так объясняется стих Торы: «И будет в Йешуруне царь при собрании глав народа, вместе – колен Израиля» («Дварим», 33:5). Йешурун – от слова яшар – «прямой»; это – народ Израиля. Когда сыны Израиля выпрямляют свои пути и идут все, как один, к одной цели, то есть когда все просят и желают одного – служения Всевышнему, – тогда Он становится Царем над ними; это и означает: «И будет в Йешуруне царь».

Этот принцип мы учим из приведенных выше слов Сифри: «Вместе – колена Израиля». Когда (сыны Израиля) представляют собой единое сообщество, – тогда Всевышний – Царь; но не тогда, когда они разбиты на отдельные группы. И об этом сказано(Амос, 9:6): «Строящий на Небесах высоты Свои»; когда они «построены» на Небесах? Когда основа построена внизу (на земле):«И сообщество праведников Его – на земле (Он) основал его». Чем созидается основа внизу? Тем, что мы, сыны Израиля, представляем собой единое сообщество для служения Всевышнему и воцарения Его над собой.

Раби Шимон бар Йохай говорит: «Чему это можно уподобить? Один человек взял два корабля, скрепил их цепями, поставил на якоря» – связал и соединил их железом, «и построил на них дворец» – построил его на двух кораблях. «Пока корабли соединены, дворец существует; разъединятсяон разрушается» – весь дворец разваливается. Один корабль не в силах удержать «дворец», но до тех пор, пока корабли связаны и объединены вместе, они в состоянии удержать большое здание. Точно так и народ Израиля: когда евреи исполняют волю Творца, – тем, что они объединены общей целью служения Всевышнему, – их высоты – на небесах, и «сообщество Его – на земле (Он) основал его». Но если, не дай Б-г, каждый исполняет свои личные желания и евреи не объединены для служения Всевышнему, раскрытию Царства Всевышнего наносится ущерб.

И об этом также сказано: «Вместе – колена Израиля» – когда (сыны Израиля) представляют собой единое сообщество, а не разбиты на отдельные группы, – тогда «И будет в Йешуруне царь».

Подведем итог: целостное проявление царства Всевышнего зависит от осуществления, как сказано:«собрания глав народа, вместе – колен Израиля». Когда все собираются для одной цели и объединены – «вместе колена Израиля», – тогда видно, что Святой, благословен Он, – Царь! Ведь если нет единства в народе Израиля, то власть Небес не проявляется в полноте своей. И в чем причина недостатка единства и способности людей договариваться друг с другом? В том, что у каждого есть свои личные желания, отличающиеся от желаний другого. Когда у человека есть его личные желания, помимо единственного служить Всевышнему, он не подчиняет себя Ему всецело и Всевышний как бы не властвует над ним. С другой стороны, когда все сыны Израиля объединены в стремлении служить Всевышнему, каждый отказывается от своих личных желаний и подчиняет себя общей цели, – это и есть единство, и тогда власть Всевышнего проявляется в мире абсолютно и цельно. Цельность власти Небес зависит от единства народа Израиля.

Тема единства в служении Всевышнему распространяется на все аспекты нашей жизни.В особенности она важна в воспитании детей, которое целиком и полностью является служением Всевышнему. В мидраше Шир ã-Ширим на стих: «Влеки меня – за тобой побежим» (Шир а-ширим, 1:4) говорится, что в час, когда народ Израиля готовился получать Тору, сказал им Святой, благословен Он: «Приведите мне хороших гарантов, которые поручатся за то, что вы сохраните ее» (намек на это содержится в слове машхени – «влеки меня», или «притяни меня», однокоренного со словом машкон – «залог»). Всех гарантов, которых евреи предлагали, Всевышний отвергал, пока они не сказали: «Вот наши сыновья – они будут гарантами», и тогда Святой, благословен Он, согласился дать им Тору. Мидраш заканчивает: «Поэтому человек должен ввести сына в мир Торы и воспитать его для изучения Торы, чтобы продлились его дни в мире, как сказано: «…потому что Мною умножатся дни твои» (Мишлей, 9:11).

Со времен Йеошуа бен Гамла, добрая ему память, постановившего, что в каждом поселении должен быть меламед для детей (см. Бава батра, 21а), отцы передали святую работу обучения сыновей в руки партнера – учителя Торы. (Здесь уместно упомянуть приведенный в молитвеннике Виленского Гаона отрывок Итъорерутли-тшуваслова из книги р. Моше Кордоверо, п. 21: если Всевышний удостоил человека возможности отдать сына в талмуд-тору, отец все-таки обязан лично наблюдатьза его учебой, чтобы исполнить сказанное в Торе: «И обучай им (словам Торы) своих сыновей», Дварим, 6:7).

Ошибочно думать, что, «поскольку этот партнер является моим посланцем, а у посланца, согласно закону, такая же сила и полномочия, как у пославшего его, я вообще свободен от заповеди воспитания». Это совсем не так! Учитель – наш партнер в основном по части учебы (что распространяется в его сфере деятельности также и на воспитание, по различным причинам, зависящим от обстоятельств), и не дай Б-г перекладывать всю работу – неотъемлемую часть нашего служения Всевышнему – только на учителя, уклоняясь тем самым от своих обязанностей! Наоборот – успех учителя зависит от степени сотрудничества с ним родителей, и чем больше будет взаимодействие, чем более совершенным оно будет, тем лучше будут шансы на успех в учебе и воспитании! Как было сказано выше, воспитание детей в духе Торы и богобоязненности – это служение Всевышнему. Слова Писания: «Не трогайте помазанников Моих» (Диврей а-ямим-1, 16:22) мудрецы трактуют так: «помазанников Моих» детей, изучающих Тору (см. Шабат, 119б)[1], и сказал об этом Маараль: «Дети, которые учат Тору, названы «помазанниками»;так же, как помазанник Всевышнего – свят, так и эти дети – святы» (Хидушей Агадот, там).

Сотрудничество с учителями охватывает всю разветвленную систему воспитания. Часть этого сотрудничества реализуется посредством тесной связи между родителями и учителями, а другая часть – с помощью установленных дома порядков, влияющих на дух ребенка и дополняющих то, что он получает по месту своей учебы.

Регулярные контакты с преподавателем

Еженедельная проверка. Нужно стараться каждую неделю проверять у ребенка материал, который он выучил (хотя бы по основным предметам). Если учебный материал большой, желательно разделить проверку и делать ее два-три раза в неделю (меньший объем материала облегчит ее и сделает более приятной ребенку).Надо стараться завершать ее тем, что ребенок знает хорошо, – чтобы закончить по-хорошему и у ребенка осталось приятное ощущение.

Повторение. Желательно, чтобы каждый ребенок привык повторять выученное изо дня в день (как он выделяет время для игры, так пусть установит время и для повторения). Ребенок должен играть – но хорошо вместе с тем, если он научится выделять время также для повторения; нужно проверять, действительно ли он это делает. Лучше пусть повторит немного, но основательно, чем если будет долго сидеть за книгой, постоянно отвлекаясь.

Консультация с учителем. Человек не исполняет заповедь только тем, что посылает сына в хедер учить Тору. Он должен время от времени выяснять, как учится сын, как ведет себя. Желательно согласовать с преподавателем какое-то постоянное время, когда к нему можно обращаться. Это убедит учителя, что в партнерстве заинтересованы обе стороны. Это также позволит предотвратить проблемы еще при их зарождении и побудит ребенка стараться, так как он будет знать, что его учеба под контролем.

Обратная связь. Время от времени учитель посылает родителям сообщения. Есть учителя, которые требуют, чтобы родители расписывались на каждом листке с контрольной работой (и это правильно: так родители будут лучше знать о положении с учебой). Надо стараться подтверждать получение сообщений и расписываться на всех контрольных, чтобы учитель знал, что его партнеры — активные участники учебного процесса.

Контроль. Нужно постоянно следить за тем, чтобы у сына были все необходимые учебники, чтобы все письменные принадлежности были в порядке. Необходимо постоянно проверять сумки и рюкзаки мальчиков, нет ли там тайника для всяческих «находок», и действительно ли все необходимые книги находятся в сумке.

Уважать мнение учителя. Огромная важность придается отношению родителей к учителю. Чем больше сын будет уверен в том, что родители уважают его и относятся к его словам с почтением, тем больше он будет стараться от него получить – как в учебе, так и в богобоязненности. И, не дай Б-г, наоборот: любое проявление пренебрежения к учителю, даже самое малое, мешает сыну стать его «учеником»[2]. Зачем ему уважать того, кого не уважают его родители? (А в глазах ребенка малейшее проявление пренебрежения вырастает во много раз).

Даже если мнение учителя не совпадает с мнением родителей и даже если, по мнению родителей, он ошибается или заблуждается, – ни в коем случае, ни единым намеком нельзя дать ребенку знать об этом. Родители должны уладить все с учителем так, чтобы ребенок не знал, не говоря уже о том, что нельзя давать в руки ребенку письмо к учителю, содержащее критику в его адрес. (Иногда лучше улаживать проблемы с помощью посредничества директора и не входить в прямой конфликт с учителем).

В Талмуде говорится[3], что то, что ребенок говорит вне дома, – это то, что он услышал от родителей; поэтому нужно быть очень осторожными, разговаривая в присутствии детей. Основа взаимодействия с учителем – взаимное уважение.

Отношение к «светским» предметам. Так как основа учебы наших сыновей – это разные области Торы, некоторые дети ошибаются, «оправдывая» этом свое пренебрежение нерелигиозными предметами. Но так как на урокахпо этим предметам дают лишь базовые знания, необходимые как в повседневной жизни, так и для того, чтобы делать открытия в Торе и т. п., мы должны стараться, чтобы и этот учебный материал дети осваивали надлежащим образом. Нужно контролировать, чтобы домашние задания выполнялись как положено и выяснять время от времени, каково поведение и прилежание ребенка на уроках.

Родительское собрание. Это – основа взаимодействия между учителем и родителями. На родительском собрании сообщают об успехах детей в учебе, поведении и богобоязненности. Родители могут обсудить с учителем проблемы, которые не в состоянии решить сами, и очень важно, чтобы каждый родитель постарался найти время и прийти. Если принять участие в родительском собрании оказалось невозможным, надо постараться при первой же возможности прийти к учителю, расспросить его о ребенке, проявить интерес.

Есть также вещи, не относящиеся прямо к взаимодействию с учителем, однако когда в доме им уделяется внимание, это улучшает учебу и поведение ребенка в школе. Дом, в котором царит порядок, приучает его к дисциплинеи дома, и в школе.

Порядки в доме

Молитва. По-настоящему научиться, как и каким образом молиться, мальчик может только во время самой молитвы, когда он стоит рядом с отцом и видит его в момент молитвы, а отец может проконтролировать и поправить ребенка в это время. Все беседы о важности молитвы достигают цели только тогда, когда они обращены к ребенку, который молится вместе со своим отцом; поэтому нужно стараться, чтобы вне школы ребенок молился только вместе с отцом. Легко представить, как будет выглядеть молитва ребенка (если он не отличается какой-то необычайной богобоязненностью), которого посылают молиться в синагогу без контроля; это пренебрежение будет заметным и в классе.

Домашний контроль. Дома также должен быть неизменный распорядок дня. Разумеется, нужно давать детям время поиграть, – но должно быть и время для помощи по дому (или у каждого – своя обязанность), время отдыха, постоянное время еды, и самое главное – постоянное время для сна, чтобы ребенок спал достаточное количество часов и не был наутро сонным на занятиях. За этим нужно строго следить с самого раннего возраста (см. гл. «Воспитание в раннем возрасте»).

Как дети проводят время? Это тоже нужно контролировать: в какие игры они играют; играют ли честно; кто их друзья (и быть начеку – если нужно, отдалять их от дурного влияния, но делать это мягко, чтобы другой ребенок не почувствовал этого). Нужно установить такие отношения и атмосферу в доме, чтобы дети рассказывали обо всем, что с ними было, и ничего не скрывали.

Одежда. Существуют законы, касающиеся одежды. Рамбам в книге Илхот деот (глава 5, закон 9) говорит об одежде мудреца, что она должна быть простой и не должна выделяться ни роскошью, ни небрежностью. У нас есть законы скромности (Мишнабрура, начало главы 2), устанавливающие, какие части тела должны быть покрыты, а какие разрешается открывать. В наше время нет проблемы купить одежду, отвечающую требованиям закона.

Дети, которые учатся в хедере, не могут одеваться по уличной моде; по одежде тоже должно быть видно, что их воспитывают в духе Торы.

Время учебы. Нужно стараться, чтобы все дела (посещение врача, покупки и т.п.) делались не в часы занятий. Дети должны привыкнуть, что время занятий –неприкосновенное, и только когда действительно нет выбора, ребенка отрывают от учебы; в целом же нужно улаживать все дела в часы, свободные от занятий. Иначе дело оборачивается не только потерянным для учебы временем, но и дурной привычкойпренебрегать учебным временем и святой Торой.

Простота. Дети должны привыкнуть к простоте быта. Если мы избалуем их, давая в изобилии все самое лучшее, – кто знает, будут ли у них средства, когда они вырастут, чтобы иметь все, к чему привыкли в детстве? Ведь наше желание – воспитать их как бней-тора, живущими, довольствуясь малым! Поэтому лучше не покупать им дорогостоящие игрушки и вещи (и тем более – не допускать, чтобы они приносили их в хедер, чтобы избежать зависти и соревнования в роскоши). Мы должны воспитывать наших детей быть благодарными Всевышнему за все, что Он дает нам, полагаться на Него и быть уверенными в том, что Он обеспечивает нас всем, что нам необходимо. В этом, фактически, состоит смысл благословения: «Который дал мне все необходимое» (одно из утренних благословений).

  1. По прямому смыслу – пшату в этом стихе речь идет о праотцах, странствующих в земле Кнаан, и Всевышний предостерегает царей этой земли, чтобы они не причиняли им зла.
  2. Не формально, а в полном и возвышенном смысле этого слова.
  3. В конце трактата Сукка.

http://www.beerot.ru/?p=9934