О воспитании в еврейской традиции — Глава 10 — Наследственность — духовное наследство

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

3145

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ – ДУХОВНОЕ НАСЛЕДСТВО

Человек, как известно, обладает свободой выбора. Перед ним лежат два пути: путь добра и путь зла, и он должен выбрать один из них. На всех ступенях лестницы, по которой человек совершает свое духовное восхождение, он должен осуществлять свой выбор, и выбор этот всякий раз соответствует достигнутой ступени. С другой стороны, существует также наследственность как набор качеств, которые человек получает готовыми, и это противоречит, на первый взгляд, сути и принципу свободы выбора. Ведь если он наследует хорошие или плохие качества, значит, он ограничен в своем выборе и вынужден действовать в соответствии с ними. Если они хорошие, ему легче выбрать добро, и, аналогичным образом, если унаследованы плохие качества, он ближе к тому, чтобы выбрать пути зла, и за что же тогда его наказывать? И как вообще можно понять сосуществование этих двух вещей – свободы выбора и наследственности, противоречащих по сути своей друг другу?

Духовные силы, переходящие по наследству

Чтобы понять суть обсуждаемого, мы должны обратиться к сказанному о рождении двенадцати колен Израиля (в главе Вайеце). Посмотрим, что говорит здесь мидраш (Берешит раба, 71:5):

Сказал раби Леви: “Не ухудшит (Всевышний) עיניו (вид) праведника (в потомстве его)” (Иов, 36:7), это означает: свойства плодов, как свойства дерева (как в известной пословице: яблоко от яблони недалеко падает)[1]. (И далее там): “И с царями на трон их сажает навеки”. Качеством Леи было умение признавать истину и благодарить, и от нее произошли умеющие признавать истину и благодарить как Йеуда, о котором сказано: “И признал Йеуда (свои вещи, оставленные в залог у Тамар), и сказал (о ней): она права, а не я” (Берешит, 38:26)[2]; и Давид говорит: “Благодарите Б-га, ибо Он благ” (Теилим, 118:1); и пророк Даниэль сказал: “Тебя, о Б-г отцов моих, благодарю и славлю” (Даниэль, 2:23)[3]. Качеством Рахели было умение молчать, и стали все ее сыновья умеющими хранить молчание. Биньямин знал о продаже Йосефа и не рассказывал; о Шауле сказано: “А того, что сказал ему Шмуэль о царстве (о том, что Б-г избрал его быть царем над Израилем), не сказал ему (своему дяде)” (Шмуэль-1, 10:16); об Эстер сказано: “А Эстер не рассказывает, откуда она родом и из какого народа” (Эстер, 2:20)».

Мидраш начинается с изречения о том, что плод наследует свойства дерева, породившего его, другими словами, потомки похожи на родителей, и приводит примеры. Когда родился Йеуда, Лея сказала: «На сей раз возблагодарю Г-спода» (Берешит, 29:35) в форме будущего времени, и не сказала: «благодарю» в форме настоящего, как должна была, казалось бы, сказать, и это – намек на то, что она передала свою силу благодарить своим потомкам. И действительно, Йеуда, царь Давид и пророк Даниэль – все ее потомки – продолжили ее путь. Так же было и с Рахель (мидраш Эстер, 6:12): «Все великие люди из потомков Рахели проходили испытание молчанием», – умели молчать, даже когда, на первый взгляд, нужно было говорить, кричать и протестовать. Это качество перешло к ее потомкам. Биньямин молчит, хотя знает о продаже Йосефа и с него не брали клятву молчать, молчит, когда его отец льет слезы и предается скорби двадцать два года; раз Всевышний не открыл эту тайну Яакову, Биньямин тоже молчит. Так и Шауль: он не только не открывает всем (не хвастает, как это свойственно многим в наше время), что помазан на царство, а скрывает это (даже от родного человека). Также и Эстер из колена Биньямина умела молчать, подобно своей праматери Рахели. Итак, в приведенном мидраше мы видим обзор и подробное описание такого качества, как умение молчать, перешедшего по наследству от Рахели к ее потомкам.

Признание и благодарность

Сказано в Торе о Лее: «И зачала вновь, и родила сына, и сказала: «На сей раз возблагодарю Г-спода»; поэтому она назвала его именем Йеуда» (Берешит, 29:35). В приведенном выше мидраше говорится о двух праматерях – о Лее и вслед за ней о Рахели. Умение Йеуды признавать истину перешло к нему от его матери по наследству из ее умения благодарить, как говорит мидраш: «Качеством Леи было умение благодарить». После рождения Йеуды Лея сказала: «На сей раз возблагодарю Г-спода», и это указывает на ее величие умение благодарить Всевышнего. Йеуда унаследовал от нее это качество: «И признал Йеуда, и сказал: она права, а не я» (Берешит, 38:26). Он признался в том, что произошло между ним и Тамар, признал правду[4]. Верно, что поступок Йеуды – это не благодарность, а признание истины, но в святом языке, языке Торы, корень этих двух слов «признание» (הודאה) и «благодарность» (הודיה) – один и тот же[5].

Задумаемся над этим глубже. Чтобы благодарить, то есть отплатить благодарностью, человек должен признать истину – тот факт, что он действительно получил некое благо. А это нелегко для человека – признать истину – ибо нелегко отплатить за добро. Почему же? Потому, что тем самым человек объявляет о своей зависимости от другого и о своем долге перед ним; а кто любит быть зависимым от другого человека?

Степень благодарности зависит от степени осознания человеком того блага, которое он получил от другого. Теперь мы можем понять: Лея благодарила Всевышнего, поскольку Он удостоил ее родить четырех сыновей. Это качество благодарности, запечатленное в ее душе и сердце, перешло по наследству к ее детям и потомкам, как сказано об этом в мидраше. То же произошло и с качеством молчания Рахели; способность сдерживаться и молчать перешла по наследству к ее потомкам.

Пример из Торы: Зерах протягивает руку

Сказано в Торе о Тамар: «И было во время родов ее, и вот близнецы в утробе ее. И было при родах ее, высунул (один из них) руку, и взяла помогавшая в родах, и навязала на руку его красную нить, сказав: этот вышел первым. И было, как только забрал он руку свою, и вот вышел брат его, и сказала: что это ты прорвался себе напролом? И нарек ему имя: Перец[6]. А после вышел брат его, у которого на руке красная нить; и нарек ему имя: Зерах» (Берешит, 38:27 30).

Говорит мидраш(Берешит раба, 85:14):

«И было, как только забрал он руку свою, и вот вышел брат его, и сказала: что это ты прорвался себе напролом?», сказанное означает: тот, превзошедший всех проламывающих, от тебя произойдет, (как сказано): «Поднялся пред ними проламывающий (стены)» (Миха, 2:13). Сказал Раби (р. Йеуда а-наси) от имени мудрецов: все проламывающие от тебя произойдут, как сказано: «Поднялся пред ними проламывающий (стены)».

Помогавшая в родах сказала: «прорвался вперед себя», хотя должна была сказать «прорвался впереди него (брата)», и отсюда учат, что из него вышел «проламывающий» царь Машиах[7].

И мидраш продолжает:

«А потом вышел его брат». Здесь несколько раз написано слово «рука»; рав Юдан и рав Уна обсуждают это. Рав Юдан сказал: «Четыре раза («высунул руку», «навязала на руку его», «забрал руку свою», «на руке») – соответствуют четырем случаям, когда он (то есть потомки его), в нарушение запрета, посягнет на запретное (на добычу, взятой в ходе войн): у Амалека, у Сихона и Ога, в Йерихо и у кнаанеев (другая версия: у Мидьяна).

Рав Уна сказал: «Против четырех вещей, которые в будущем он (потомок его Ахан) возьмет из запретного (после взятия Йерихо), как сказано: «И увидел среди добычи один хороший плащ бавельский, и серебро весом в двести шекелей, и один слиток золота…» (Йеошуа, 7:21). Р. Уна сказал (о плаще): это одеяние бавельского царя.

Сказано в Торе: «И было при родах ее, высунул руку, и взяла помогавшая при родах, и навязала на руку его красную нить, сказав: этот вышел первым. И было, как только забрал он руку свою, и вот вышел брат его, и сказала: что это ты прорвался себе напролом? И нарек ему имя: Перец. А после вышел брат его, у которого на руке красная нить; и нарек ему имя: Зерах». Раши приводит краткое содержание мидраша: четыре раза слово «рука» написано здесь, и это соответствует четырем запретам, нарушенным Аханом потомком Зераха. Некоторые мудрецы полагают, что это соответствует четырем вещам, которые Ахан взял из захваченного на войне имущества: плащ, два куска серебра весом в двести шекелей и слиток золота.

Мудрецы объясняют, что это не просто рассказ. Здесь Тора показывает нам, что рука, вернувшаяся в лоно матери прежде, чем выйти на свет, является корнем греха, совершенного Аханом четыре поколения спустя. Четыре раза употребленное слово «рука» намекает на четыре вида меилы (присвоения освященного), которые в будущем совершит Ахан. У Зераха еще до его рождения проявляется стремление хватать; он протягивает руку раньше времени. Однако сам Зарах, а также Завди, его сын, и Карми, его внук, были абсолютными праведниками. И только в четвертом поколении проявилась наследственная склонность – у Ахана, когда он совершил грех меила. Ахан был из четвертого поколения после Зераха, и Тора намекает, что он согрешил четыре раза, взяв запретное. Это учит нас, насколько глубоко укоренены в человеке черты его характера: еще до того, как Зерах вышел из утробы матери, он обнаруживает качества, которые проявятся у его потомков.

Иногда дети наследуют часть качеств

Кроме принципа наследственности, мы учим из мидрашей, что человек рождается с определенными склонностями души. Подобное мы находим и у Яакова с Эсавом: когда Ривка (носившая их в своем чреве) проходила мимо храма язычников, Эсав порывался выйти наружу, а когда проходила мимо бейт-мидраша, порывался выйти Яаков. Есть мнение (Берешит раба, 34:10), что уже с момента рождения человек обладает дурным началом. Это мнение опирается на слова Торы: «…ибо побуждение сердца человеческого – к злу с рождения его» (Берешит, 8:21), – в тот момент, когда младенец покидает чрево матери, дается ему дурное начало. Каково же оно у маленького ребенка? Об этом я слышал историю от рава из Поневежа: однажды маленький сын Хафец Хаима пришел домой, и отец хотел накормить его. Мальчик отказался. Хафец Хаим сказал об этом: «Говорят мудрецы на основании слов Торы: “ибо побуждение сердца человеческого – к злу с рождения его”, что дурное начало просыпается уже у ребенка. Как же оно может искушать еврейского ребенка? Оно не может прийти к нему и соблазнять его запрещенной едой! Оно ведет свою войну с помощью различных ухищрений. Оно приходит и признает: «Действительно, ты не можешь предаваться обжорству, будто для тебя не существует заповедей Торы, она запрещает тебе это. Так лучше не ешь вообще!» И, разумеется, его цель – ослабить ребенка, чтобы у него не было сил исполнять заповеди».

Маараль из Праги задает вопрос. У человека есть свобода выбора, и он стоит перед испытанием: выбрать между искушением дурного начала и влиянием доброго. Но пока у человека нет обоих этих побуждений, о выборе речь не идет. Как же тогда Эсав порывался выйти наружу к языческому храму, если у него еще не было дурного начала?

Ответ таков: каждый человек рождается с различными свойствами характера, и в соответствии со своей природой Эсав тянулся к идолопоклонству – но не под влиянием дурного побуждения. А Яаков, оказавшись рядом с бейт-мидрашем, тянулся к святости и, по своей природе, желал войти туда, но все это еще не было проявлением того или другого начала» (см. Гур Арье, гл. Толдот, 25:22).

Сказанное выше о Яакове и Эсаве учит нас, что их природные качества уходят корнями к тому времени, когда они еще находились в утробе матери: Эсав страстно желал сбросить с себя власть Небес, а Яаков, напротив, уже тогда проявил свою святость.

Мы знаем, что каждый из наших отцов достиг совершенства в основном для себя: Авраам – в качествехесед[8], Ицхак – в качестведин (гвура)[9], а качеством Яакова был эмет[10], как сказано: «Даруй эмет Яакову, хесед – Аврааму» (Миха, 7:20). Мой учитель и наставник рав Элияу Десслер приводит на эту тему также сказанное в святой книге Зоар о причинах любви Ицхака к Эсаву(Михтав ме-Элияу, часть 2, стр.208): Ицхак видел, что на Эсава возложен тот же вид духовной работы, которой он сам наполнял свою жизнь, а именно – тяжкий труд по постоянному преодолению себя. Поэтому, оценивая Эсава как борющегося и не решающегося преодолеть свои плохие качества, его отец видел необходимость благословить именно его, чтобы оказать ему поддержку в его духовной работе[11].

Так говорит рав Десслер о причине того, что Ицхак предпочел благословить Эсава; ведь нельзя же представить себе, что наш праотец не знал качеств своих сыновей! Желание благословить Эсава происходило именно из того, что он хорошо знал их. Ицхак понимал, что смягчить дурные качества Эсава можно, только обеспечивему все возможности идти правильным путем – предоставить ему все удовольствия этого мира. Яаков же, как думал Ицхак, – наоборот, не нуждается во всех этих удовольствиях и стимулах, чтобы продолжить служение Всевышнему. Даже в стесненном положении и бедности он будет признавать величайшую ценность служения Творцу.

Правильно использовать духовное наследство

У каждого качества есть различные аспекты. Слово мида (здесь: качество) происходит от слова медида (измерение) измерение как сопоставление с нормой. Почемумида называется именно так? Потому, что каждое качество, проявляемое в должной мере, – это правильное качество.

Качество дин, когда оно чрезмерно, превращается в зверство и жестокость[12]. И даже хесед, когда он чрезмерен, – нехорош. Тот, кто проявляет хесед к злодеям, нарушает границы этого качества и извращает его. Мы обязаны подвести базу под каждое из качеств и поставить его на правильное место.

Как было сказано, у качества дин есть аспект жестокости, и это проявляется на деле у Эсава, который был адмони. Тора неспроста рассказывает нам об этом: она показывает, что Эсав унаследовал суть Ицхака – качество дин, только в отличие от отца Эсав проявлял его во зло.

Есть планета Марс. Мудрецы говорят, что родившийся под знаком Марса будет проливать кровь, и есть четыре варианта: либо он будет заниматься кровопусканием в медицинских целях, либо станет разбойником и убийцей, либо он будет табах (который режет скот и торгует мясом), либо моэлем (делающим обрезание) (Шабат, 156а). Виленский Гаон пояснил, что благодаря свободе выбора человек может владеть своей судьбой и направлять ее по своему желанию – быть праведником, злодеем или «средним». Даже если мазаль[13] человека указывает, что он будет проливать кровь, у него есть возможность выбирать: быть либо моэлем, то есть праведником, выполняющим повелительную заповедь Торы[14], либо он будет табах, который является «средним» [15], или грабителем – злодеем, проливающим кровь[16]. Из этого ясно, что также «агрессивность», граничащую с жестокостью, можно обернуть в хорошую сторону.

Когда пророк Шмуэль пришел помазать одного из сыновей Ишая на царство, тот привел семерых всех, кроме Давида. Ишай не думал, что надо привести и его, пока Шмуэль не спросил, нет ли у него еще сыновей; только тогда Ишай привел Давида тоже[17]. Мидраш говорит: «Когда увидел Шмуэль, что Давид – адмони, он испугался и сказал: и этот проливает кровь, как Эсав, как сказано о нем: “И вышел первый адмони” (Берешит, 25:25). Сказал ему Всевышний: “Адмони – но с красивыми глазами. Эсав убивает по своемупроизволу, а этот с разрешенияСангедрина”» (Берешит раба, 3:8).Понятие «красивые глаза» относится к Сангедрину, называемому «глазами общины», как сказано: «И будет: если из-за «глаз общины» была совершена ошибка» («Бемидбар»,15:24), – речь идет о Сангедрине. Свое природное качествоадмони Давид проявлял только в согласии с «глазами общины» – «красивыми глазами», то есть Сангедрином, только ради добра, в должной и правильной мере. «Агрессивность» свою он направлял на войну против врагов Всевышнего и только по указанию великих мудрецов Торы – Сангедрина.

Когда Давид пожелал построить Храм, Всевышний воспротивился этому, так как Давид проливал много крови. Это, разумеется, не ставилось ему в вину,как сказали наши мудрецы: «Сказал ему (Давиду) Всевышний: “Клянусь, что вся кровь, которую ты проливал, была для Меня, как кровь жертв» (Псикта рабати, 2). Но поскольку Храм – это Дом мира, и нам приказано, чтобы железо[18] не касалось жертвенника, задача построить Храм была возложена на сына Давида царя Шломо.

Итак, мы видим, что существует духовная наследственность, и человек должен использовать качества, которые унаследовал, во благо. Мудрецы говорят (Зоãр, Берешит, 137б), что в Эсаве были запечатлены все свойства Ицхака, тогда как Яаков не унаследовал полностью все качества своего отца. Но Эсав, вместо того, чтобы использовать качество гвура для служения Всевышнему, направил его в отрицательное русло. Как и при материальном наследовании, наследник должен использовать полученное богатство с умом, а не растрачивать, пока оно не сгинет; он должен понимать ценность унаследованных качеств и знать, как использовать их должным образом и во благо.

Продолжение дела отцов

Так же, как сын пользуется материальным имуществом, которое унаследовал от отца, и продолжает дело его жизни, так он должен поступать и с имуществом духовным. Однако есть отличие: с материальным наследством он может делать все, что пожелает, тогда как у духовного наследства другое предназначение; у него есть четкая и определенная задача. Великий мудрец р. Й.Л. Блох, глава ешивы «Тельз» объясняет(в статье «Заслуги отцов», книга Шиурей даат, часть 1, стр. 204-205), что духовное имущество – это «орудия труда» для служения Всевышнему. Заслуги отцов не являются чем-то отдельным и чуждым по отношению к детям;они передаются от отцов к детям и существуют в их сердцах[19]. Так можно объяснить слова наших мудрецов (Сангедрин, 104а): «Сын наделяет заслугами отца»[20] – заслуги отца зависятот сына и связаны с его действиями и поступками: если они хороши и верны, это вменяется в заслугу отцу, и таким образом сын приводит его к вечной жизни. Таким образом, сын обязан пользоваться духовным наследством и продолжать духовную работу отца. И материальное, и духовное наследство даются человеку равным образом как «инструменты» для служения Творцу. А поскольку сын и есть продолжатель дела отца, он наследует также и его «орудия труда»;теперьон должен завершить то, что не удалось завершить и исправить отцу этими средствами.

Народ Израиля представляет собой одну непрерывную цепь, начало которой – наши праотцы, а конец – поколение Машиаха. Все поколения вместе – это прямое продолжение духовной работы наших праотцов. В народе Израиля есть двенадцать колен;у каждого из них – своя функция.Каждый сын –звено в цепи поколений, и он должен продолжать и исправлять качества характера и душевные силы, унаследованные от отца.

Чтобы сын смог продолжать дело своего отца, он получает материальные «орудия труда». В той же мере отец передает сыну в наследство свои качества, чтобы он продолжил развивать их в нужную сторону. Также и Ицхак передал в наследство самую тяжелую часть качества гвура своему сыну Эсаву. На Эсава была возложена задача развить и исправить часть гвуры, связанную с жестокостью; он, однако, не сделал этого и не исправил ее.

У Давидабыло не так. Он тоже родился под знаком Марса, но использовал свой удел ради Небес. Он употребил свою «агрессивность» и качество гвурадля целейдобра. То жемог сделать и Эсав воевать против врагов Всевышнего, а не против своего брата Яакова.

С другой стороны, Яаков получил лучшее из качеств Ицхака, чтобы довести это до совершенства. Мудрецы называют Яакова «избранным среди праотцов»(Берешит раба, 76:1), и добавляют, комментируя стих: «Дом Яакова, который выкупил Авраама»(Ишайу, 29:22), что Яаков выкупил Авраама(Берешит раба, 63:2). Это означает, что Яаков продолжил дело нашего праотца Авраама и довел его до совершенства. Это и есть сила духовного наследства, переходящего от отца к сыну, и потому на сыне-наследнике лежит обязанность подниматься еще выше, идя путями своего отца, и тем самым быть продолжением в цепи поколений.

Что такое заслуги отцов?

Кроме качеств, которые человек наследует, есть и такие, которые он приобретает своими делами. Возникает вопрос, что, собственно, наследуется: только качества, которые заложены в природе отца, или также те, которые формируются в человеке как следствие его поступков?

Из слов мудрецов, приведенных выше, мы видим, что также и те качества, которые человек приобрел сам, – это духовное имущество, которое переходит дальше по наследству, при условии, конечно, что они стали частью его самого. В этом состоит суть понятия«заслуги отцов». Каждый день мы говорим в молитве Шмоне эсрэ: «Помнящий праведные дела праотцов и с любовью приводящий избавителя к сыновьям их сыновей ради Своего имени». Слова «помнящий праведные дела праотцов» означают: Всевышний помнит праведные дела, то есть заслуги,наших отцов и потому приводит избавителя к их сыновьям, и это заслуги Авраама, Ицхака и Яакова.

И сам Моше-рабейну, когда согрешил народ Израиля и нужно было молиться и просить Всевышнего о милосердии, напомнил о заслугах праотцов. На первый взгляд, простое объяснение «заслуги отцов» довольно странно. Неужели из-за того, что у человека был такой важный дед, его заслуги спасут его? Наоборот, такое родство обязывает, и если человек не ведет себя достойно, то самый факт, что у него был великий дед, только увеличит его наказание!

Наш учитель рав Элияу Десслер от имени раби Йерухама из ешивы «Мир» объясняет это на таком примере.Если человек хочет открыть магазин инуждается для этого в деньгах, он должен взять взаймы. Но чтобы получить денежную ссуду, он должен доказать, что заслуживает ее: имеет соответствующий талант и опыт, магазин располагается в хорошем месте и товар, который там будут продавать, имеет спрос. Если просящий докажет все это – ему дадут деньги;но если он человек пустой и легкомысленный, который просит кредит из милости, – не получит ничего, ведь кто даетденьги в долг, не будучи уверенным, что получит их назад?

Это и есть сутьпонятия «заслуги отцов». Мы говорим Всевышнему: «Дай нам кредит – так как у нас есть заслуги отцов![21] Поскольку мы не достойны заслуг отцов[22] и милосердия Всевышнего, мы просим из милости!» Милость – это и есть кредит,который дают тогда, когда человек не заслуживает получить что-либо по суду[23]. Но когда человеку дается кредит это не просто подарок!Это означает, что сейчас он недостоин, но он должен доказать, что в дальнейшем все же использует полученноеиз милости во благо, и в итоге будет достоин полученного.

Яаков, праотец наш, просит («Берешит», 28:21): «И будетГ-сподь мнеБ-гом». Последнее имя Элокимсимволизирует качество суда. Праведники не хотят подарков;они желают лишь того, чего заслужили по меркам самого строгого суда. Но чтобы так получать, нужно быть на очень высоком духовном уровне. Объясняет Сфорно(там), что наш праотец Яаков просил Всевышнего удостоить его, чтобы проявление милости Всевышнего было для него также проявлением суда, другими словами, чтобы он не нуждался в милосердии.

Из всего сказанного понятно, что милосердие – это и есть кредит. Как мы видели в примере, приведенном р. Йерухамом, человек может просить кредит, если он имеет для того достаточные основания и какие-либо доказательства, что у него есть реальный шанс преуспеть, используя полученный по милости кредит.

В этом и состоит суть понятия«заслуги отцов». Мы просим Всевышнего: вот, мы унаследовали хорошие качества в заслугу наших отцов;мы, правда, пока еще не использовали это величайшее духовное наследиедолжным образом, но если Ты окажешь нам помощь, в наших руках есть все возможности проявить себя и употребить наше наследие во благо. У нас есть веские основания!

В начале главы Ваишлах мы видим, что Яаков просит вспомнить заслуги отцов: «И сказал Яаков: «Б-г отца моего Авраама и Б-г отца моего Ицхака…”» («Берешит», 32:9). Мудрецы спрашивают: «Каким образом Яаков мог просить вспомнить заслуги Авраама в своей войне против Эсава, ведь Эсав тоже внук Авраама, точно так же, как и он сам?» На это мудрецы отвечают, чтопросить Всевышнего вспомнить о заслугах отцов имеет право только тот, кто идет их путями и поступает как они(см. Берешит раба, 76:4). Только у того, кто хочет воспользоваться заслугами и достоинствами отцов и довести до совершенства полученное от них, действительно есть заслуги отцов. Тому, кто хочет продолжить служение наших отцов, Всевышний готов дать для этого всю необходимую помощь с Небес.

«Воспитывай юношу соответственно пути его»

У новорожденного есть природные свойства и духовные силы, которые он унаследовал от своих родителей или от предыдущих поколений. Все они находятся в нем потенциально, но еще не реализованы. Не в наших силах изменить свойства и черты характера, но мы можем направить их в положительную сторону.Нет качества, которое было бы по сути своей плохим или хорошим[24]. В каждом свойстве и черте характера есть хорошие аспекты, с помощью которых человек может улучшить свои качества и возвыситься, и, как было упомянуто выше, когда какую-то черту характера используют в надлежащей мере, она становится хорошейи правильной[25]. Нужно искать в каждом качестве то, что в нем есть полезного, и таким образом направлять ребенка или ученика использовать то хорошее, что есть в его качествах. Духовное наследство – это, фактически, испытание, с которым человек должен справиться[26]. Это – точка выбора, с которой человек должен стартовать к тому, чтобы духовно расти во все дни своей жизни.

В этом и состоит предназначение человека: продолжать идти дорогами своих отцов, исправлять их недостатки[27] и подниматься вверх их духовными путями. Каждый человек – звено в цепи поколений, начинающейся с Первого человека, и если он поступает правильно, то цепочка протянется в вечность.

 

  1. Приведенный перевод стиха это драш (толкование), а не пшат (прямой смысл, согласно которому перевод стиха таков: «Не отводит [Б-г] очей Своих от праведника»). Соединяя то и другое, можно объяснить стих так: Всевышний неусыпно наблюдает за праведником и заботится, чтобы также и потомство его унаследовало его достоинства и добрые качества.
  2. И в заслугу этого от Йеуды произойдут цари – Давид и потомки его, включая царя Машиаха.
  3. Давид и Даниэль принадлежат к колену Йеуды.
  4. Нам трудно представить себе величие его поступка; в сегодняшних реалиях признание подобного рода со стороны человека с высоким общественным положением и безукоризненной репутацией не могло бы быть оценено по достоинству в общественном мнении и стало бы, по сути, самоубийством. Здесь можно увидеть проявление принципа Б-жественного управления «мера за меру»: Йеуда, ради имени Всевышнего, во имя истины и ради защиты чести и спасения жизни Тамар, принял на себя величайший позор – и в заслугу этого удостоился того, что из его потомства произойдут еврейские цари, которым по законам Торы полагается величайший почет (см. трактат Сангедрин). И они сумеют принимать этот почет, как и пользоваться данной им властью, «во имя Небес», а не, подобно прочим царям, как чем-то принадлежащим им лично. И лучшим примером тому был царь Давид.
  5. И от этого же корня – также название нашего народа: יהודי «иудей, еврей».
  6. Перец – от слова порец – прорывается, проламывает.
  7. «Проламывающий» ограды естественных законов и устанавливающий в мире новый порядок – власть Всевышнего.
  8. Хесед – стремление отдавать, делать ближнему благо.
  9. Дин (или гвура) здесь: способность к самоограничению, к власти над самим собой.
  10. Эмет – истина; здесь разумное сочетание описанных выше качеств.
  11. Все это помимо того простого обстоятельства, что Эсав был старшим сыном, первенцем. До того, как священнослужение было передано левитам, оно было уделом и привилегией первенцев, и им полагалось главное благословение отца. Когда Яаков (в гл. Ваехи) благословляет сыновей перед своей смертью, он объясняет, почему не дает главных благословений Реувену – первенцу; его душевные качества не соответствуют тому, как он говорит: «Реувен, первенец мой! Крепость моя и начаток силы моей… Стремительный, как вода, ты не получишь преимущества (над братьями)» (Берешит, 49:3, 4). И вопрос, на который здесь отвечает р. Десслер, таков: если Яаков мог лишить своего первенца главных благословений и отдать их другим сыновьям, более достойным, то почему этого не мог сделать Ицхак, видя и сравнивая качества своих сыновей – Яакова и Эсава?
  12. Здесь имеется в виду ситуация, когда это качество ограничение и властвование направлено не на себя, как это бывает у праведников, а на других людей; и так это было у Эсава.
  13. Мазаль (от слова нозель – «течет, нисходит») – влияние Высшего предопределения (находящего свое выражение также в расположении небесных светил) на события в нижнем, земном мире. Вот что пишет об этом Рамхаль в книге Даат твунот, п. 100: «При этом звезды влияют в соответствии с законами, заложенных в них Творцом, и распространяют лишь то влияние, которое получают от Него. Ибо только Он, Б-г Всесильный, – источник всего проливающегося на мир изобилия и влияния».
  14. Моэль назван праведником, поскольку этот человек использовал свои природные наклонности для приобретения профессии, связанной с важной заповедью брит-мила, исполняемой полностью во имя Всевышнего.
  15. Он назван здесь «средним», поскольку использует свои природные наклонности в деле, которое, с одной стороны, связано с заповедью шхиты кошерного убоя скота, но с другой стороны для будничных целей и собственной выгоды, а не для жертвоприношений. В отличие от брит-милы, то, чем он занимается, – занятие разрешенное, а не заповеданное.
  16. Комментарий Виленского Гаона на Мишлей, 22:6: «Воспитывай юношу соответственно пути его»; см. также Маарша на Шабат, 156а.
  17. Ишай был внуком Рут моавитянки, прошедшей гиюр. История рождения Давида и причины того, что его положение в семье было ниже, чем у остальных братьев, хорошо и подробно описаны в книге р. Элияу Ки-Тов Сефер а-тодаа. Она имеется также в русском переводе под названием «Книга нашего наследия», и там см. ч. 3, гл. 24 «Рут и Давид».
  18. Из которого делают орудия войны.
  19. «Заслуги, которые передаются от отцов к детям»: здесь имеется в виду не право на награду в будущем мире, которую дети должны заработать сами, а духовные достижения отцов, которые становятся орудием служения детей.«Существуют в их сердцах» высокие душевные качества и все духовные богатства, которые отцы добыли тяжелым трудом, дети при правильном воспитании получают по наследству.
  20. А здесь уже имеется в виду именно право на награду в будущем мире.
  21. То есть унаследованные от них качества, как автор объясняет далее.
  22. То есть пока еще не использовали унаследованные качества в должной мере для служения Всевышнему.
  23. То есть по букве закона, как человек получает зарплату по месту работы.
  24. В книге Ховат а-талмидим (адмора из Пясцены) приводится несколько примеров. Так, если упрямца направить в нужную сторону, он будет служить Всевышнему с твердостью и самопожертвованием, а если воспитать надлежащим образом человека вспыльчивого, он будет служить Всевышнему с воодушевлением (пылание гнева превратится у него в пламенное воодушевление при служении Всевышнему) (примеч. составителя).
  25. В книге Михтав ме-Элияу (часть 4, стр.41) р. Десслер пишет, что он слышал от одного богобоязненного врача, что в наше время есть возможность воздействовать на личность человека медицинским путем, с помощью лекарств или операции на мозге искоренять дурные качества или исправлять их. Но этого, пишет он, нельзя делать: Тора учит нас, что не существует качеств, которые были бы плохими по сути своей. Все они необходимы; нужно совершенствовать их и превращать в хорошие, а это возможно только с помощью присущей человеческой природе свободе выбора. Таким образом, наша педагогическая задача выражается в том, чтобы направить выбор в хорошую сторону (примеч. составителя).
  26. Рассказывают о великом праведнике р. Нахуме Зееве (сыне р. Симхи Зиселя из Кельма), что он обнаружил у одного из своих сыновей, когда тот был еще мал, склонность к скупости, и поэтому давал ему каждый день мелкую монетку, чтобы тот положил ее в цдаку(примеч. составителя).
  27. В книге Кеилот Яаков в комментарии на трактат Йевамот, 49 в связи с проблемой женитьбы набаалей-тшува (вернувшихся к Всевышнему) автор, отвечая на вопрос, нужно ли опасаться изъянов и недостатков, возможных у этих людей, пишет, в частности, следующее: «У каждого человека есть сила выбора, и даже обладающий тяжелыми качествами способен воспитать себя так, чтобы подняться на вершины Торы, богобоязненности и исправить свои качества».Там же он пишет: «Я не имею в виду, что характер сына естественным образом таков же, как характер отца, – это передается из поколения в поколение, посредством воспитания и прививания навыков. Но когда отец вернулся к Всевышнему и влился в общество евреев, соблюдающих Тору и реализующих свои хорошие качества, дети его, само собой, тоже будут вести себя как полагается» (примеч. составителя).

http://www.beerot.ru/?p=9936