О воспитании в еврейской традиции — Глава 22 — Тот, кто учится из любви к Торе, обязательно добьется успеха

Дата: | Автор материала: Рав Хаим Фридлендер

1119

ТОТ, КТО УЧИТСЯ ИЗ ЛЮБВИ К ТОРЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОБЬЕТСЯ УСПЕХА![1]

Сказано в Торе: «Когда выведешь этот народ из Египта, будете служить Б-гу на этой горе» (Шмот, 3:12). Раши объясняет, что это был ответ на вопрос Моше-рабейну: мне ли выводить сынов Израиля из Египта? Чем они заслужили, чтобы для них было сделано чудо и я мог вывести их из Египта? Ответил Всевышний: «Великий замысел связан у Меня с этим исходом: в будущем они получат Тору на этой горе, к концу третьего месяца после исхода из Египта» (Шмот, 3:11, 12 и Раши там). Источник слов Раши – мидраш; там сказано: «Известно, что в заслугу Торы, которую они в будущем получат через тебя (Моше) на этой горе, они выйдут оттуда» (Шмот раба, 3:4). Слова мидраша учат нас, что выход из Египта – это еще не конец порабощения, а только начало подлинного освобождения. Евреи вышли из Египта для того, чтобы получить Тору. Фактически это было обязательным условием, и только в заслугу этого они вышли.

Таким образом, выход из Египта был лишь подготовкой к принятию Торы. Так и было сказано на горе Синай: когда Всевышний произнес два первых речения, то, сказав «Я – Г-сподь, Б-г ваш», Он не сказал «Творец неба и земли»; Он сказал: «Который вывел вас из земли Египетской», тем самым связав веру в Него прежде всего с тем, что Он, да будет благословенно имя Его, вывел нас из Египта. Пишет там Раши: «Стоило вывести вас, чтобы вы служили Мне», другими словами, сыны Израиля вышли из египетского рабства ради того, чтобы принять на себя почетное бремя служителей Б-га, и их согласие выйти доказывало по сути готовность к этому готовность принять на себя бремя Его Торы.

Однако евреи получили Тору не сразу же после выхода из Египта; нужна была дополнительная подготовка. Сорок девять дней «отсчета Омера» были подготовкой и восхождением к великому событию – принятию Торы. Получение Торы требовало поэтапного процесса подготовки и очищения. Только после того, как евреи достигли соответствующего духовного уровня, они были достойны получить Тору (Зоар, Эмор, 97а).

В тр. Пиркей Авот (6:5) перечислены сорок восемь достоинств, с помощью которых приобретают Тору. Слова Торы нужно учить, повторять и приобретать; только так можно удостоиться ее по-настоящему. В мишне употребляется выражение: «Тору приобретают». Подобно тому, как в торговле вещь принадлежит тебе только после того, как заплатишь, так и здесь: после того, как человек выучит Тору, она начинает принадлежать ему, становится частью его, приобретением его ду-ши, как говорится в Гемаре (Кидушин, 32б): «Тора принадлежит ему, как сказано: “Над своей Торой пусть трудится днем и ночью” (Теилим, 1:2)». Так человек становится бен Тора (буквально «сыном Торы») всем своим сердцем; его мысли – это мысли бен Тора, и его чувства – это чувства бен Тора. Бен Тора ощущает силой Торы, «впитавшейся» в него, что ему запрещено делать, а что – он обязан. Это особая помощь с Небес, которой удостаиваются в заслугу Торы.

Рабейну Йона объясняет мишну (Пиркей авот, 1:4): «И с жаждой внимай их словам (словам мудрецов)» согласно сказанному в Писании (Мишлей, 27:7): «Сытая душа отвергает мед, а голодной душе и горькое покажется сладким». Вот что он говорит: «Тот, кто сыт словами Торы и нет у него охоты к ним, даже если предложить ему жемчужины Торы, его душа отвергнет их; а тот, кто голоден к ним и страстно жаждет услышать их, даже если ему говорят слова Торы без объяснения (например, возвещают ему закон Торы и не объясняют его смысл), слова эти будут сладкими для него и он будет радоваться им; он знает, что они истинны, поскольку сказаны его учителем».

Рабейну Йона учит нас, что успех зависит от интереса. Если ученик не заинтересован, то даже если ему будут рассказывать интереснейшие вещи, он пропустит их мимо ушей, тогда как заинтересованный – жаждет услышать: у него есть тяга к Торе, и именно он добьется успеха в ней.

Главное – не талант, а стремление и желание. Чем сильнее будет желание и чем больше будет расти стремление, тем большим будет успех в учебе. Было много талантливых людей, из которых ничего не вышло, и наоборот, многие имевшие тягу к Торе стали великими мудрецами.

В материальном мире чем сосуд полнее, тем меньше можно налить в него, а когда он совсем полон, больше в него налить нельзя. Но в делах духовных все по-другому: именно полный сосуд принимает больше. Чем больше человек учится, тем больше в нем берет верх тяга к Торе, и он приумножает свою учебу, учится днем и ночью и не хочет прекращать. Известно, что Виленский Гаон отбирал себе учеников по их тяге к Торе. Он давал им повторять одну и ту же тему много раз, и те, у которых после многих повторений появлялось желание продолжать учиться еще и еще, удостаивались чести стать его учениками (Менуха у-кдуша, 21б).

Немногие счастливчики обладают талантом, но каждый в состоянии развить и воспитать в себе стремление к Торе, а через него можно достичь величайших духовных высот.

  1. Из урока, данного учащимся пятого класса талмуд-торы.

http://www.beerot.ru/?p=9972