В святой книге ШЛА а-Кадош приводится, что Шавуот – это время, когда нас судят, в отношении нашего удела в Торе. И всем нам нужно настроиться на обретение Торы. Но, к сожалению, часто люди не понимают важности этого…
Есть два аспекта важности обретения Торы – аспект самого изучения, и аспект финансовой поддержки тех, кто ею занимается постоянно.
Тора называется в Мишлей Эц Хайим – Древо Жизни. Это то древо, которое было в Ган Эдене. И саму себя Тора называет (в Пятикнижии) нашей Жизнью. То есть, это не что-то, необходимое для жизни – это сама наша жизнь. Потому что Тора – это воля Творца, которая раскрывается во всех деталях нашей жизни, и об этом сказано в Теилим «хайим бе-рцоно» — жизнь в Его воле.
Мы хотим удостоиться жизни – для себя, для наших семей, для всего мира…
И каждый день мы говорим в утренних благословениях «ве-талмуд Тойро кенэгед кулом» — изучение Торы равноценно всему.
Но мы не понимаем до конца истинного величия Торы – а ведь это само сокровенное желание, воля Творца! И когда мы ею занимаемся, мы раскрываем для себя и других волю Творца. И это не просто знание, это буквально несение жизни себе и другим.
Но в чем особая заслуга тех, кто Тору поддерживает? Дело в том, что идея эта не новая, она тоже отражена в самой Торе, и в объяснениях великого мудреца Раши (который, в свою очередь, также говорит это не от своего имени, а со слов наших мудрецов времен Талмуда), где говорится, что у нас было два колена – Иссахар и Звулун, которые договорились между собой, что Звулун кормит Иссахара, а за это Иссахар удостаивает и его своей заслуги в изучении Торы.
Есть человек, который может учиться, и учиться очень глубоко. Но из-за недостаточных финансовых возможностей – его учеба страдает, падает на более низкий уровень, теряется.
С другой стороны, есть человек, который обладает этими финансовыми возможностями – но сам он не может учиться, даже если захочет… скажем так, у него так не получится.
Всевышний сделал удивительную вещь, чтобы удостоить все части народа Израиля удела в Торе – наш народ объединяется вместе, когда одна часть изучает Тору, одна часть – преподает, и есть еще кто-то, кто их поддерживает.
Когда поддержка – это не просто подачка, но делается с пониманием важности этого, и с добрым сердцем, и с открытой рукой – когда для человека важно, чтобы Тора изучалась, и знание Торы распространялось в мире…
То, даже человек, который сам по себе не мог бы удостоиться большого удела в Торе – он удостаивается удела, как будто бы он сам учился.
Речь идет о людях, которые поддерживают изучающих Тору, не зная их – просто в силу своего понимания важности Торы.
Надо научиться верить словам наших мудрецов. Когда мудрецы говорят, что изучение Торы – равноценно всему, надо научиться доверять их словам. Когда, опираясь на сказанное в Торе, мудрецы говорят нам, что возможно партнерство по принципу Иссахар-Звулун, где выигрывают оба… В идеале, как построено это партнерство? Хафец Хаим в своей великой книге Аават Хесед приводит, что это соглашение не ограничивается суммой маасера, десятины. То есть, это не цдака, не помощь нуждающимся… Это твое приобретение удела в Торе!
Точно так же, как, когда человек вкладывает в какой-то выгодный бизнес – он не ограничивает себя вкладом маасера, десятиной… Чем более важное дело, тем больше в него вкладывают. Так и здесь. И это беспроигрышное вложение! Бизнес может развалиться. Но когда человек дает деньги изучающим Тору (имеется в виду, что люди учатся серьезно) – то у него беспроигрышный бизнес!
Поэтому ситуация, когда люди, изучающие Тору, нуждаются в поддержке – это великое благо, которое сделал Всевышний всему нашему народу, чтобы дать даже тем, кто не может по-настоящему серьезно, глубоко учиться – удел в Торе.
Когда есть, допустим, сто тысяч долларов, которые собраны из ста самоотверженных пожертвований не очень богатых людей, каждый из которых дал по тысяче… И, для человека не очень богатого, это – сумма.
Или — ту же самую сумму может пожертвовать один человек, для которого эти сто тысяч – один процент от его доходов…
Так вот эти сто пожертвований, и даже меньшая сумма – вещь гораздо более ценная. В нее вкладывается душа ста евреев, а не одного богатейшего человека… И таким образом мы удостаиваем награды не одного человека, но сотню людей!
В частности, поэтому в рамках деятельности «Беерот Ицхак» мы делаем ударение не на личную работу с большими спонсорами – а на обращение именно к нашим братьям во всем мире, чтобы удостоить их удела в Торе, которую мы поддерживаем.
Тут необходимо понять, что всегда, когда человек дает цдаку, помогает бедным – это большая заслуга для него. Когда он дает цдаку нуждающемуся, поддерживает его жизнь – и Всевышний, мера за меру, поддерживает жизнь дающего… Цдака – это всегда сгула для жизни, и многого другого.
Но когда мы даем деньги на Тору – мы даем деньги на жизнь всего мира!