Сегодня мы продолжим разбирать третий стих Мишлей: לָקַחַת, מוּסַר הַשְׂכֵּל; צֶדֶק וּמִשְׁפָּט, וּמֵשָׁרִים
Важно разобраться в словах. «לָקַחַת» (локахас) — это взять, извлечь. Из той мудрости, того понимания, о котором мы говорили в предыдущем стихе — нужно извлечь мусар. «מוּסַר» (мусар) — это то, что обуздывает наше дурное начало, и направляет нас по путям Творца, а не по путям зла. Но тут добавляется еще одно слово — «מוּסַר הַשְׂכֵּל» (мусар hаскель).
Нам нужно понять, что означает «הַשְׂכֵּל«, что такое сехель?
Принято переводить слово сехель как «интеллект», «разум». Это почти правильно, но только почти (может быть, в том, что касается современного языка). То, что называлось у наших великих светочей понятием «сехель» — это не то, что называется сегодня «интеллект». Постараюсь это объяснить:
Известно, что у человека есть пять уровней души. Нефеш (ее обитель — в печени); Руах (буквально: дух) — в сердце; это источник наших желаний. Также есть нешама — обитель которой в нашем мозгу… и есть более высокие уровни — Хая и Йехида, которые вообще не обитают в нас.
Мозг является обителью понятия «нешама». Нешама — это высший духовный свет, который нам дается.
Как сказано, «нер аШем — нишмат адам», «светильник Всевышнего — душа (нешама) человека». То есть, смысл нашего мозга — не в том, чтобы разобраться в геометрии, физике и так далее… Интересно, что, согласно современным исследованиям, человек использует максимум 1,5 % от возможностей своего мозга. Нам дан величайший мозг, чтобы с его помощью мы прилепились к Б-жественной душе, и через это прилепились ко Всевышнему.
Именно мозгом — пониманием, разумом — мы должны прилепиться. Понятие сехель — этот тот уровень разума, которым мы прилепляемся ко Всевышнему и Его Торе. То есть, это не просто интеллект, не просто разум… Это та крупица Б-жественного разума, которая дана нам.
В нашем стихе сказано «мусар hаскель» — то есть, мы должны обуздывать себя посредством постижения этого Б-жественного разума, который в нас есть.
Для того, чтобы правильно себя обуздать — нужно удостоиться высокого постижения в Торе, чтобы потом на этом основании обуздать свои дурные начала, направить их в нужное русло; чтобы приблизить ко Всевышнему не только наш разум, нашу «голову», а все наше естество, включая наши тела.
Мы читали о том, как Эйсав презрел первородство. В главе Толдот сказано: «лама ли зе бехора?» — «зачем мне это первородство?». Раши объясняет, что слово «зе» — всегда указание на то, на что можно «пальцем показать». «Зе» — это намек на Всевышнего! Эйсав вырос в доме Авраама и Ицхака. Он многое там получил, многое постиг (поэтому он так ценил благословения Ицхака!) — но все это, постигнутое им, было ему не нужно. Голова Эйсава похоронена в пещере Махпела вместе с Ицхаком… голова его имела отношение к Ицхаку — а все остальное в нем к голове не имело отношения. Поэтому голова и похоронена в одном месте, а все тело — в другом.
Когда мы говорим «мусар hаскель», смысл этого — взять постижение Б-жественного разума, крупицы которого есть в нас, и этой крупицей разума — управлять и всеми силами нашей души, и всеми силами нашего тела.
Мы уже упоминали сегодня, что сказано «светильник Всевышнего — душа человека», «нер аШем — нишмат адам»… продолжение этого стиха «хофес коль хадрей вотэн», буквально: «(он) ищет во всех отделах живота». Что здесь имеется в виду? Человек должен с помощью того светильника, что есть у него в голове, хорошо разобраться, что в нем происходит — в самом себе, во всех его темных, неосвещенных, углах.