Берешит – Что не поделили два брата?

Дата: | Автор материала: Рав Моше Лебель

204

 

Что не поделили два брата?

Недельная глава

Рав Моше Лебель
Книга: Берешит
Глава: Берешит

Содержание урока:
На этой неделе – глава Берешит. Мы начинаем Тору снова с Берешит. В этом недельном разделе есть известный рассказ о Каине и Эвеле – Каин встал и убил Эвеля, своего брата.
Между ними был спор. Тора рассказывает о нем так. «И принес Каин из плодов земли приношение Б-гу». Он принес приношение именно из плодов земли. Раши приводит агадический Мидраш, который говорит: «Семя льна это было». Почему-то он принес именно льняное семя. Почему льняное семя, а не другие плоды земли? Что это символизирует? Что он хотел выразить этой своей жертвой?

Я хотел бы объяснить вот как. Есть Мидраш, который рассказывает, что Каин и Эвель решили: «Давай поделим мир!». Один сказал: «Я возьму движимость!». А второй сказал: «Я возьму землю!». И так они поделили мир: каждый взял половину, движимость и недвижимость. Это, в сущности, и сказано в стихе: «И стал Эвель пастухом скота, а Каин был обрабатывающим землю». Каждый занимался своей частью.

Сказал Каин Эвелю: «Земля, на которой ты стоишь, — моя!». Он предъявил Эвелю претензию: «Знаешь что? Это моё! Что это ты вообще здесь стоишь?». Сказал ему Эвель: «Одежда, в которую ты одет, — моя!». Одежда ведь сделана из того, что дает скот, это шерстяная одежда. Так они поспорили. Этот сказал ему: «Сними!», — сними свою одежду. А этот говорит ему: «Лети!», — он говорит: «Вставай, земля моя, уходи, улетай отсюда!». И в пылу этого спора «и встал Каин на Эвеля, его брата, и убил его».

На самом деле, на претензию Эвеля, который сказал: «Что это ты берешь из моего? Одежда моя, снимай одежду!» — на самом деле, на это Каин мог ему ответить просто: «У меня есть и льняное семя, — можно сделать одежду и из льна, необязательно делать ее именно из шерсти!». И затем написано, что, действительно, он принес жертву из льняного семени. И, может быть, это и есть объяснение. Льняное семя – это, конечно, что-то очень простое. Но он хотел показать этим: «Пусть это простое, но это мое! Я не должен одалживаться у тебя! У меня есть лен – я тебе ничего не должен!». Это был его выбор. То, что он выбрал лен – это было для того, чтобы показать: «моя сила и мощь моей руки создали для меня всё это богатство», показать независимость. Он хотел показать, что вот, у меня есть всё, и из этого я приношу жертву. Это – я, и это – мой подарок Вс-вышнему. Это – моя жертва. В этом и состоял его подарок Вс-вышнему: показать, как я силен. Я создал, я сделал, и вот – это то, что я сейчас приношу Вс-вышнему.

Напротив того, Эвель – сказано, что он принес «из первенцев своего скота и из их жира». Он взял наилучшее из того, чем владел, взял самое лучшее, несмотря на то, что понятно, чем его скот питался, откуда он получился – ведь скот получил свой жир от кого-то, от земли, от Каина! Несмотря на это, он знает – «Б-гу принадлежит земля и всё, что ее наполняет», нет причины принести именно из своего. Его имущество находится у него, как данное на хранение, и он приносит Вс-вышнему самый лучший подарок. И поэтому Вс-вышний склонился, принял подарок, принял жертву Эвеля, а не Каина. Именно это разозлило Каина, и поэтому он встал и убил его.

Это и есть сообщение, которое нам здесь передано. Человек должен знать, что то, что у него есть в этом мире, — хотя он получает право пользоваться этим, но хвалит Тора именно Эвеля, который взял из первенцев своего скота и из их жира. Несмотря на то, что ради этого нужно обратиться и к другим, что это и от его брата, — несмотря на всё это, он решил принести Вс-вышнему именно это – самое лучшее. Это – мораль, которую мы можем извлечь из истории Каина и Эвеля.


http://www.beerot.ru/?p=55359