Дварим – Мишне Тора

Дата: | Автор материала: Рав Моше Лебель

453

Недельная глава

Рав Моше Лебель
Книга: Дварим
Глава: Дварим

Содержание урока:
Глава Дварим – это первая глава в книге Мишне Тора. Есть некое принципиальное, качественное различие между тем, как записана книга Торы, [которая называется] Мишне Тора, и тем, как были записаны остальные четыре книги Торы.

Есть интересная Гмара в трактате Мегила, которая говорит так: Если человек поднимается к Торе, и ему дали читать список проклятий в книге Ваикра, в которой они перечислены в главе Бехукотай, — ему запрещено прерываться. Когда-то, во времена Гемары, тот, кто поднимается к Торе, сам читал Тору. Так вот, ему запрещено прерваться внутри отрывка о проклятиях, следует прочесть весь отрывок, от начала до конца. Это – то, что касается проклятий, записанных в главе Бехукотай, в книге Ваикра. А вот читая список проклятий, записанных в книге Дварим, которые перечислены в главе Ки Таво, — там он может прерваться посреди. Есть некая разница между этими списками.

Прерваться посреди запрещено потому, что проклятия даны как бы одним блоком, мы не можем знать различия между ними, мы не можем провести этого различия, поэтому Вс-вышний дал их в комплекте, как мы говорим, и разорвать этот комплект невозможно.
Как бы то ни было, мы видим, что в книге Дварим, читающий всё же может прерваться посреди. И Гемара объясняет: «Потому что сказаны эти во множественном числе, а те сказаны в единственном числе». Проклятия, сказанные в книге Ваикра, в главе Бехукотай, стоят во множественном числе. Там сказано: «И Я помещу Свой Мишкан среди вас…», «Не будет гнушаться Моя душа вами…», «И Я буду ходить среди вас…», — всё во множественном числе. Там говорит Моше-рабейну, но на самом деле это Шхина говорит через него. А в проклятиях, которые сказаны в книге Дварим, в Мишне Тора, записана немного другая формулировка. Там тоже есть проклятия, но там указано, что Моше-рабейну [сам] говорит от имени Вс-вышнего: «Сделает Б-г твоих врагов…», «Прикажет для тебя Б-г благословение…», — это о благословениях, но затем то же самое и с проклятиями. Все проклятия записаны там [так же], например: «Прилепит Б-г к тебе мор, пока он не уничтожит тебя с земли…», «Ударит тебя Б-г болезнью и лихорадкой, и воспалением…». Там есть разные проклятия, но [все они] – это как будто Моше-рабейну говорит от имени Вс-вышнего.

Но Тосафот говорит – там же, на это место в трактате Мегила, — что и проклятия, сказанные в Мишнэ Тора, разумеется, сказаны через пророчество. Хотя они, действительно, сказаны устами Моше-рабейну, но они тоже сказаны через пророчество. Однако есть некое различие между этими вещами.

Магид из Дубно от имени Виленского Гаона говорит интересную вещь: Вся Тора, кроме Мишне Тора, как известно, была сказана Моше из уст Всемогущего. Моше говорит, но это Шхина говорит через него. Моше-рабейну принял это пророчество «через прозрачное стекло». Это значит, что Моше-рабейну был по своему уровню выше любого уровня пророков, и Тора, которую Моше-рабейну произносил, — по сути, он видел ее как физически осязаемую, ясно, и Вс-вышний, если можно так сказать, говорил через него, Шхина говорила его голосом. Поэтому у нее есть одна святость. А Мишне Тора Моше-рабейну получил как обычный пророк, он получил пророчество, а назавтра это уже он проговорил его для народа Израиля. И поэтому есть огромное различие между этими двумя вещами.

Интересный момент. Я не знаю, есть ли какая-либо разница в святости этих слов, но, так или иначе, они принадлежат к двум разным видам пророчества. То уникальное пророчество, которое, как мы знаем, Моше-рабейну произнес, когда Шхина говорила через него и, если только можно так сказать, устами Всемогущего, — Виленский Гаон утверждает, что это сказано только про четыре первые книги Торы. У Мишне Тора немного другой статус: это то, что Моше-рабейну повторил – [поэтому эта книга называется] Мишне Тора, от слова «вторично», — и поэтому, по-видимому, пророчество здесь не того же уровня, как [слова], сказанные в других частях Торы. И поэтому есть возможность прерваться [при чтении] этих проклятий, так как там [у слов Торы] нет такого большого веса, который есть у остальных частей Торы.


http://www.beerot.ru/?p=53484