Недельная глава
Рав Моше Лебель
Книга: Шмот
Глава: Бешалах
Содержание урока:
На этой неделе – глава Бешалах, в которой народ Израиля выходит из Египта. И так сказано в стихе: «И хамушим поднялись сыновья Израиля из Египта». Что значит «хамушим»? Раши объясняет: вооруженными. Вооруженными – это значит, что у них было оружие, они взяли с собой оружие для войны. Комментаторы задают вопрос: если у них было оружие, почему они не применили его? Почему они пользовались другими силами, обращались ко Вс-вышнему, «Б-г будет воевать за вас»? Почему Вс-вышний не сказал им: «У вас есть оружие, идите и воюйте»? Ну, можно было немного помочь им в этой войне, — но почему здесь нужно было такое огромное изменение всего естественного порядка? Почему не было сделано, как обычно: война, и Вс-вышний может помочь человеку победить в этой войне? Так спрашивают комментаторы.
Хатам Софер говорит интересную вещь. Народ Израиля вышел из Египта. Да, они были там рабами, тяжело работали, — но, несмотря на это, «в колодец, из которого ты пил воду, не бросай камня». Это – моральное наставление. Поступить так было бы некрасиво, невоспитанно. Несмотря на то, что египтяне притесняли их, несмотря на то, что египтяне заставляли их тяжело работать и сделали горькой их жизнь, — несмотря на это, ты не будешь идти и воевать лицом к лицу с человеком, который кормил и поил тебя. В этом есть некое моральное наставление, согласно которому мы ведем себя смиренно, мы не устраиваем войны против тех людей, которые, как бы то ни было, всё же каким-то образом сделали нам хорошее. Это – наставление, которое Тора дает нам.
Но этот вопрос задает и Эвен-Эзра на это место и объясняет немного по-другому. Эвен-Эзра спрашивает: как может быть, чтобы огромный лагерь в шестьсот тысяч человек боялся тех, кто за ними гонится? Их ведь было целых шестьсот тысяч мужчин! И что же они плачут, почему они не воюют? Почему они не вступают в бой? «Почему бы им не бороться за свою жизнь и за своих детей?». Это же ясно и очевидно! У вас есть оружие, почему же вы не воюете? – спрашивает Эвен-Эзра. И отвечает он немного по-другому. «Ответ: потому что египтяне были господами Израиля, и это поколение, вышедшее из Египта, привыкло с детства терпеть иго египтян, и душа их была принижена». Они были в рабстве, они провели столько лет в Египте, и поэтому у них не было мотивации, не было душевной силы, чтобы воевать. «И как ты сможешь воевать со своим господином? Они были – то есть евреи были – слабыми, они были бессильны, и не обучены воевать. Вот ведь, ты видишь, что Амалек напал небольшим количеством людей». Даже Амалек! И если бы Моше-рабейну не молился, то Амалек, Б-же упаси, уничтожил бы весь народ Израиля. И это, по мнению Эвен-Эзры, Тора и хочет сказать нам. Народ Израиля находился, наоборот, в состоянии униженности и не мог воевать, духовно был не способен воевать.
Есть еще одно рассуждение, которое приводят знатоки Мусара, и в нем есть определенное моральное наставление. Они говорят так. На самом деле, здесь возникла опасность. Если народ Израиля в начале своего становления как народа устроит войну и победит, возникает опасность, что они станут думать, что «моя сила и мощь моей руки принесли мне всё это». Вс-вышний боялся, что они не устоят в этом испытании. Если они устроят войну и победят египтян, — всё будет потеряно. Сейчас происходит определенный процесс – народ Израиля становится народом, который собирается принять на себя иго Царства Небес. И если они станут воевать с египтянами и победят египтян, это станет невозможно. Поэтому Вс-вышний сказал: «Сидите в сторонке, Б-г будет воевать за вас, вы же молчите». Я покажу вам, что это Я, что в Моей власти всё сделать, победить в войне, без ничего, без оружия, — и так вышли сыновья Израиля из Египта. С этой силой, с этим знанием, что именно Б-г – Тот, Кто всем управляет. И после этого, как понятно, они пришли к получению Торы, так что народ Израиля стал народом, который принял на себя царскую власть Вс-вышнего и Его Тору.