Недельная глава – Матот-Масей

Дата: | Автор материала: Рав Моше Лебель

520

Недельная глава

Рав Моше Лебель
Книга: Ваикра
Глава: Матот-Масей

Содержание урока:
Написано в Торе: «И заговорил Моше с главами колен сыновей Израиля, говоря: Это – то, что повелел Б-г». И дальше – раздел из нашей главы, раздел об обетах. Тора здесь подчеркивает, что пророчество было дано Моше именно таким образом: «Это – то самое, что повелел Б-г».

Объясняет Раши: «Моше пророчествовал словами: «Так сказал Б-г: В полночь»; и пророки пророчествовали словами: «Так сказал Б-г». Но превосходит их Моше, который пророчествовал словами: «Это – то, что…»».

В чем здесь идея? Что это значит? Как понимать «так сказал…» и как понимать «это – то, что…». В чем разница «так» и «это – то, что»?

Маараль объясняет, если пересказать его слова на нашем языке, что есть здесь нечто более глубокое. Есть пророки, которые пророчествуют, когда есть необходимость, когда у народа Израиля возник определенный вопрос, когда он оказался в определенной ситуации… Пророк сообщает о положении народа Израиля на этот момент. Он объясняет все подробно, он видит будущее, он умеет рассказать, каково будущее народа Израиля и в чем исправление народа Израиля в этот момент времени. Это – обычный пророк. Моше-рабейну – кроме того, что он был особенным пророком Б-га, что он записал Тору, пророчествовал «через прозрачное стекло», – обладал обеими уровнями. Он мог пророчествовать и на обычном уровне любого пророка. Обычный уровень – это и есть «так сказал Б-г». Так сказал Б-г – это значит: то, что сейчас важно практически, для вашего времени. Об этом говорит Раши, что Моше сказал: «Так сказал Б-г: В полночь…» — это было практически важно именно в это время, когда народ Израиля выходит из Египта, — тогда Моше говорит им словами «Так сказал Б-г».

Но о Моше-рабейну сказано, что он пророчествовал через прозрачное стекло. Обо всех пророках сказано, что они видели Вс-вышнего только на расстоянии, в виде смутного образа, — Моше-рабейну видел Вс-вышнего через прозрачное стекло. Через прозрачное стекло – это значит, что он видит Вс-вышнего ясно, зримо, что он принимает сообщение однозначно, сильно и ясно. Потому что Моше-рабейну записал Тору, Тору Моше. Тора дана не только на этот конкретный момент времени, в который дано пророчество. Тора сопровождает народ Израиля с начала и до конца, навечно. И когда Моше-рабейну передает через пророчество слова Торы, когда он приводит нам – например, здесь, – раздел об обетах, – «это – то, что…», это пророчество сопровождает народ Израиля во всех его ситуациях. Так что «это – то, что…» – это нечто определенное, неизменное, это не что-то, связанное с моментом времени. В сущности, это и есть добавка Моше-рабейну, потому что Моше-рабейну – это Тора, Моше-рабейну – это Тора Моше, это вечная Тора. И поэтому она не связана с конкретным действием, с конкретным поступком, с «сегодня что нам делать?», — но «сегодня – и всегда». Поэтому в этом и состоит разница между «так сказал Б-г» и добавкой Моше-рабейну, который пророчествовал, как было сказано, через прозрачное стекло. Это и есть Тора, которая была дана через прозрачное стекло, которая была дана Моше ясно, зримо, на все поколения, навечно и навсегда. «Это – то, что повелел Б-г».


http://www.beerot.ru/?p=53178