Даешь тотальный призыв ортодоксов в армию!

Дата: | Автор материала: Рав Ашер Кушнир

2823
призыв ортодоксов в армию

А что вы скажете про призыв ортодоксов в армию? Как такое может быть, что одни – исполняют свой гражданский долг, служат в армии, а другие – нет? Почему одни платят «налог кровью», пока другие прохлаждаются в иешивах? Это подло, прикрываться чужими спинами!

Л. Б.


Во-первых, это – часть антисемитской пропаганды. Представьте, что завтра все поголовно пойдут в армию! И что – антисемитизм прекратится? Нет, найдут что-то другое.

В скобках нужно заметить, что все те, кто громче всего кричат про армию – это наши люди «постарше», те, кто в армию тут не ходили. А их дети, которые да ходили в армию, их выступлений с пеной у рта… не слышно.

Но, возвращаясь к вопросу про армию, по сути Вы правы. Однако прежде, чем мы перейдем к полноценному ответу, хотелось бы ответить формально, отметив несколько простых фактов.

Факт первый: харедим освобождаются от призыва согласно закону Кнессета (а это – законодательный орган Израиля).

Факт второй: точные цифры меняются каждый год, но приблизительно 40% из общего количества призываемых в армию каждый год, — в нее не попадают по самым разным причинам. Из них по причинам религиозным – только 11-12%. Но вы слышите отовсюду о них, и только о них… А обо всех остальных, которые увиливают по разным причинам… Например, жители северного Тель Авива, или просто люди, которые уезжают за границу и не хотят возвращаться, – примеров масса, но никто не слышит о них! О них не говорят, никто эти темы не освещает, не подчеркивает.

Факт номер три, и он основной: по неоднократному признанию профессионалов, высших армейских чинов, Цахал не нуждается в призыве ешиботников. И причины этого были озвучены уже много раз. Во-первых, нет нужды в дополнительном наборе солдат, во-вторых, нет для этого бюджета, они дороже стоят… Не нужны армии эти солдаты!

Факт четвертый: многие харедим служили в армии. Я, в качестве хареди, служил в армии, вокруг меня масса людей служили в армии… Часть из них участвовали во всех войнах…

Можно привести в защиту еще много разных аргументов, но вы правы: все это – оправдания. А ваш вопрос требует ответа по сути.

Как такое может быть, что одни – исполняют свой гражданский долг, служат в армии, а другие —нет? Это несправедливо! И это, действительно, неприемлемо в любом народе!

Весь вопрос: мы, евреи, такие, как все остальные народы, или нет? Вот в этой точке и находится суть наших разногласий!

Если вы полагаете, что никакой разницы нет – тогда, по крайней мере, судите других по тем же меркам, которые предъявляете к себе! Если у светских увиливает от службы около 30% по разным причинам, и никто с пеной у рта против этого не протестует – то так же отнеситесь и к 10-12% религиозных.

А если считаете, что мы все-таки отличаемся от них, и чудо нашего двухтысячелетнего существования и выживания в галуте тому подтверждение… Не говоря уже о том, какую роль евреи играют в мировой истории… То для таких людей – есть ответ. Но, прежде чем его озвучить, придется снова обратиться к историческим фактам.

Факт первый

История евреев как народа начинается более чем 3320 лет назад. Тогда была получена Тора – был заключен союз с Творцом на горе Синай. С тех пор все наше существование всецело связано с Торой.

Присмотритесь к чуду выживания еврейского народа за последний двухтысячелетний период изгнания. Без армии, без территории, без государственности… Что их хранило?

Непредвзятый взгляд обнаружит простой «закон сохранения»: там, где изучение и соблюдение Торы было в центре национального внимания, еврейская жизнь расцветала. А там, где евреи Тору отвергали, не соблюдали – через два-три-четыре поколения евреи исчезали, ассимилировались. И никакая армия не спасала от этого.

В этом смысле еврейский народ подобен дереву: можно обрубить все его ветви, но если корень цел, через некоторое время дерево снова расцветет. Так и у евреев: их уничтожали, некоторые свой народ добровольно покидали, но все то время, пока существовали корни – то самое ядро изучающих Тору – еврейский народ продолжал существовать.

Факт второй

Присутствие Торы в среде народа Израиля зависит от наличия ее носителей. Кто это? Это мудрецы Торы. Как ими становятся?

Тора постигается только тогда, когда ею занимаются не по-любительски, а профессионально, в качестве основного занятия, не отвлекаясь ни на что другое, с полной концентрацией и отдачей всех сил и талантов. Мудрость Торы – другая. Если для приобретения знаний в той или иной области достаточно пяти лет учебы в университете, то Тора постигается кропотливым трудом на протяжение всей жизни.

Еще одно необходимое условие постижения Торы – изучающий ее должен находиться в атмосфере духовной чистоты.

Факт третий

Место, где приобретается эта мудрость, называется «ешива». Со времен еще нашего праотца Авраама, на протяжении более трех с половиной тысяч лет не прекращается учеба в ешивах. Авраам, сам постигший мудрость Торы еще до того, как она была дана, передал ее своему сыну Ицхаку, а тот – своему сыну Яакову (он же Исраэль).

У Исраэля было 12 сыновей. Он выделил третьего сына, Леви, для постоянного изучения Торы.

Потомки Исраэля, оказавшись в Египте и там познакомившись с местной высокой культурой, стали… идолопоклонниками. Единственными, кто сохранил веру отцов, было колено Леви. Почему? Они все — поголовно — изучали Тору. Причем, в отличие от других, у колена Леви это было основным занятием. Удивительно, но даже сам фараон признавал, что в его стране тому, кто является носителем духовности, полагается особый статус. Поэтому он превратил всех евреев в рабов, а колено Леви было единственным коленом, освобожденным от рабства.

Факт четвертый

Колено Леви не участвовало в войнах. Во всех войнах, которые велись остальными коленами Израиля, левиты не участвовали — ни во время завоевания земли Йеошуа бин Нуном, ни во времена Судей и Царств. Ни в одной из войн. Левиты и коэны были выделены для служения в Храме, чтобы быть судьями и учителями, изучать и обучать народ Торе.

Более того, не только колено Леви, но и, как пишет Рамбам (в конце «Законов шмиты и йовеля»), любой человек, дух которого возжелал отделиться от суеты этого мира и искать приближения к Творцу, – точно так же освобожден от службы в армии.

Поэтому в период еврейских государств ни левиты, ни мудрецы Торы в армии не служили. Это может нравиться или не нравиться, но такова форма существования еврейского народа испокон веков.

Более того, освобождение мудрецов Торы от воинской повинности было заботой и желанием всех евреев, – на протяжении всех веков еврейской истории! Откройте эту историю, загляните в нее… И так было до последнего времени, пока евреи еще жили как евреи и еще желали оставаться евреями…

И теперь, перечислив эти исторические факты, можно дать краткий ответ на наш вопрос.

Тора не запрещает идти в армию. Наоборот, с точки зрения Торы, армия быть должна, и она должна быть крепкой, профессиональной, по всем правилам военного искусства… но – еврейской. То есть армия, основанная на еврейских ценностях, этических нормах, строгом соблюдении законов Торы, — такая, какая была во время царя Давида и Маккавеев.

Тогда почему же ешиботники не идут в армию? Ответ, как было сказано выше: тот, кто учит Тору, и эта учеба — его основное занятие, – уже несет на себе ношу ответственности за существование нашего народа, и поэтому не должен нести дополнительной воинской повинности.

Вы спросите: хорошо, но неужели же все настолько преданно учат Тору, чтобы быть освобожденными от армии? А что же с остальными? Они-то почему не служат?

Отвечу: вы правы! Они должны служить в армии! Но только, к сожалению, есть проблема: если бы эта армия, как было сказано выше, была основана на еврейских ценностях, в ней были бы созданы минимальные условия нравственной чистоты и морали, без девочек, — они бы пошли в эту армию. Но на данный момент служба в этой армии запрещена! Это и есть основная причина, почему они отказываются в ней служить.

Завершая эту тему, важно сказать: армия несет важную функцию в жизни любого народа. Но при этом она может гарантировать только попытку защитить свой народ, но не ее результат.

Исторический опыт говорит, что, в конечном счете, народ существует не благодаря мечу, а благодаря силе духа. Для сохранения народа требуются те, кто обладает этим духом – кто стоек, и способен ждать и терпеть сколько угодно. Требуются те, кто могут дать ответ не только на то, как воевать, но и зачем воевать, и какое на это есть моральное право.

И никакие танки и самолеты не спасут, если не только у солдат, но и у народа в целом не будет должной мотивации и осознания долга, во имя чего воевать.

Для сохранения духа еврейского народа, для его жизнестойкости, необходимо существование критической массы носителей этой духовности. Но увы, в настоящее время Торой занимается всего около двух процентов евреев. Вы слышите? Всего 2% евреев! Это очень мало, это меньше, чем было процентное соотношение колена Леви по отношению к остальным коленам Израиля…

http://www.beerot.ru/?p=50105