Раввинам этого сайта — здравствовать, их семьям — здравствовать. Большое спасибо вам за ваш труд по разъяснению и толкованию нашей традиции и писаний другим людям, и не меньшее спасибо за ваше личное изучение традиции и писаний для себя.
Часто нахожу последние годы ответы на русском языке, которые кажутся не менее глубокими и обоснованными, чем ответы ваших коллег на английском и французском на похожих сайтах. Это меня весьма радует. Хотел бы попросить вас высказать ваше мнение, и, если у вас будет время, обосновать его, по следующему интересующему меня лично вопросу, получающему в ближайшем будущем весьма практическое применение.
Связывает ли участников Брит-Милы (например Моэля и обрезанного им, но также и других участников, например, помощника моэля, хирурга, и обрезанного, которому накладываются швы) после Брита некая духовная связь, похожая 1) на связь ученика и учителя или 2) связь благословляющего и благословлённого?
Важность данного — совсем не медицинского, и посему не требующего ответа с точки зрения медицины — вопроса состоит в затратах с выбором и в самом выборе с точки зрения духовности как Моэля, так и его помощника, и возможно, остальных участников.
Например: выбор между соблюдающим и мало соблюдающим моэлем, или выбор между хирургом евреем и неевреем, а также выбор между успешным в бизнесе, службе или науке Моэлем/Хирургом или малоуспешным.
Или же процедура обрезания — несмотря на её важность — никак не связывает участников в будущем?
Большое вам спасибо за ваш труд и, если не представится возможным ответить на данный вопрос, то всё равно большое спасибо за ваше время, уделённое ему и другим вопросам-ответам, которые я с удовольствием и пользой для себя прочитал на вашем сайте и некоторые даже законспектировал.
С Б-жьей помощью
Уважаемый Гавриил!
Спасибо за теплые слова, и за понимание, вкратце отвечу Вам.
Любая заповедь, выполненная ради исполнения воли Творца, истинное вознаграждение за нее – не в этом мире, а в мире Грядущем. Когда бренное плотское создание – человек, несмотря на все сокрытие Творца, соблазны этого мира и т.п., исполняет заповедь как она заповедана Творцом и во имя этого – это раскрывает великий свет в Творении, причем настолько сильный, что наш земной мир не вмещает этот свет, и об этом сказано нашими мудрецами, что вознаграждения за выполнение заповеди нет в этом мире. Смысл сказанного в том, что этот мир просто не вмещает это великое вознаграждение. Поэтому истинное вознаграждение за подобную заповедь – именно в мире Грядущем.
Как бы сама исполненная заповедь продолжает существовать, и те, кто вместе, с единым намерением исполнить заповедь Творца, совершили ее в этом мире – в мире Грядущем совместно будут за нее вознаграждены.
Об этом совместном вознаграждении я не раз слышал от моэля и большого мудреца Торы, рава Менахема Менделя Фукса, שליט''א.
Из сказанного мне кажется очевидным и само собой разумеющимся, что изначально всех соучастников заповеди следует подобрать праведных евреев.
(В отношении моэля также чрезвычайно важно, чтобы он был профессионалом, чтобы не дай Б-г не покалечил ребенка и не причинил ребенку лишние страдания. Бывают ситуации, когда хотят уважить старого опытного моэля, праведника и т.п., у которого уже трясутся руки… Это неправильно!)
В первую очередь это, конечно, моэль и сандак. Однако зачастую, ради мира в семье и ради приближения наших более далеких от Торы родичей, стоит их тоже уважить другими почетными ролями. Сама заслуга привлечения евреев к Торе и почитания родителей тоже благотворна для ребенка.
С уважением, Игаль Полищук