Вред от съедания горбушки!? Что-то не серьезно совсем…

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

2061

Шалом, рав Реувен!

Начала получать вашу рассылку. Спасибо. Очень интересно. Мне также понравилось оформление страницы, особенно, что сбоку есть колонка с вопросами и Вашими ответами. Ненавязчиво так заинтересовывает один вопрос, а там и другой и т.д.

Один из вопросов очень удивил, о вреде от съедания горбушки хлеба. Что-то не серьезно совсем…

Объяснюсь. Несерьезным вопрос показался оттого, что это очень похоже на глупое суеверие, а не на мудрость народную. Хлеб – творение человека, цельное изделие, что горбушка, что мякиш – изготовлен из одного теста. Не понимаю, как она может быть вредна для памяти, в то время как мякиш не оказывает отрицательного влияния на память.

Буду благодарна, если поясните.


Наши мудрецы учат нас, что у каждой материальной вещи есть духовные корни. Когда, к примеру, человек ест ту или иную пищу, духовные корни этой пищи могут оказать влияние, как на духовное, так и на физическое состояние этого человека. В прошлом пророки могли видеть и чувствовать духовные корни различных вещей и их влияние. Однако в наше время нет таких людей, которые могли бы в столь полной форме распознавать это. Поэтому мы можем судить об этих влияниях только на основе знаний, которые передаются из поколения в поколение. Мудрецы Талмуда получили (по цепочке поколений от Моше и от пророков) сведения о духовных корнях различных видов пищи, потребление которых может отрицательно повлиять на память. Так, к примеру, в трактате Орайот (13б) приводится, что тот, кто ест пищу, от которой «отведали» мышь или кот, и тот, кто ест сердце животного, и тот, кто часто ест оливки, – может этим нанести вред своей памяти. Тут, несомненно, идет речь не о материальном вреде, а о духовном, ведь с точки зрения материи вода, которую пили кот/мышь, ничем не отличается от обычной. Кроме того, сообщает нам Маараль («Беер а-Гола», 1:6), что Талмуд никогда не говорит только о физических причинах тех или иных вещей, поскольку это удел знатоков наук и медицины, но не мудрецов Талмуда, которым были переданы самые сокровенные сведения о мире. Талмуд, прежде всего, говорит о духовных корнях, духовных причинах тех или иных явлений. Подобное пишет и Рамхаль в «Маамар аль а-Агадот».

Когда речь идет о возможности отрицательного влияния горбушки на память, тут также имеется в виду только духовное влияние. Рав Хаим Каневский, как было приведено в упомянутом Вами ответе, считает, что, поскольку в святых книгах не упоминается об отрицательном влиянии горбушки, не следует его опасаться. В то время как рав Ицхак Вайс пишет, что, возможно, не просто так в еврейском народе принято считать, что горбушка пагубно влияет на память. Возможно, это знание основывается на традиции от пророков. Кроме того, мы – святой народ, и хоть в наше время мы и не можем знать о духовных влияниях, но можем их чувствовать. Об этом говорит и Талмуд в трактате Псахим (66а): «если они (евреи) не пророки, они – сыновья пророков». По мнению рава Вайса, так следует понимать  сказанное в Иерусалимском Талмуде: «то, чего принято в народе опасаться, следует каждому опасаться» (даже если на то нет явной причины).

http://www.beerot.ru/?p=7767