Какие есть обычаи при посещении кладбища?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский | версия для печати версия для печати
обычаи при посещении кладбища

Какие есть обычаи при посещении кладбища, и какие из них актуальны для женщин?

Добрый день.

Чтобы ответить на ваш вопрос, коснемся некоторых основных обычаев, принятых в народе Израиля при посещении кладбища, и отметим особенности, которые касаются женщин.

Принято посещать могилу в день окончания “шива” (первых семи дней траура), в тридцатый день после смерти (или похорон, если они не совпадают), в день окончания 12 месяцев после смерти (в первый год) и в день памяти “йорцайт”. Непринято посещать кладбище в Шабат, праздники (йом тов) и новомесячье (рош ходеш). Не следует посещать кладбище без необходимости. Не следует также приходить на могилы злодеев (намеренно нарушавших законы Израиля), поскольку это причиняет вред[1].

Женщинам в состоянии нечистоты нида не следует посещать кладбище даже после окончания кровотечения до окунания в микве.

Есть мнение, разрешающее посещать могилу уже после окончания кровотечения в случае необходимости, например в день установления плиты на могиле (принято приходить всем членам семьи) и в день памяти, а также в дни слихот[2]. Приводится от имени рава Эльяшева, что девушкам разрешают участвовать в поездках вместе с классом на могилы праведников даже в состоянии кровотечения (так как если девушка не поедет, всем станет известно, что у нее период кровотечения, и ей это будет чрезвычайно неприятно)[3].

Некоторые придерживаются обычая ограничивать себя в еде и не устраивать трапезу перед посещением кладбища.

Тот, кто видит несколько еврейских могил, и до этого не видел могилы в течении тридцати дней, произносит благословение “Ашер яцар этхем бе дин...” которое приводится в сидурах.

При посещении могилы принято класть левую руку на могилу и говорить пасук (Йешаяу 58:11) «וְנָחֲךָ ה' תָּמִיד וְהִשְׂבִּיעַ בְּצַחְצָחוֹת נַפְשֶׁךָ וְעַצְמֹתֶיךָ יַחֲלִיץ וְהָיִיתָ כְּגַן רָוֶה וּכְמוֹצָא מַיִם אֲשֶׁר לֹא יְכַזְּבוּ מֵימָיו» “И будет водить тебя Г-сподь всегда, и насыщать в засухи душу твою, и кости твои укрепит, и будешь ты, как сад орошенный и как источник, воды которого не иссякают.” который также приводится в сидурах. Также принято при посещении могилы произносить “Пусть будет покой такого-то (имя умершего) здесь в почете и мне засчитается это в заслугу” и класть на могилу камешек или лист для почета умершего в знак того, что посетили его могилу.

Разрешается произносить стихи из псалмов (теилим) даже в пределах 4 амот (примерно 2 метров) от могилы, однако не следует произносить молитву шахарит или минха в пределах 4 амот от могилы. Нельзя молиться мертвым и нельзя просить у них чего-либо, а нужно молиться только Всевышнему[4]. Не следует посещать одну могилу дважды в один день.

Обычаи уважения к могиле запрещают легкомысленное поведение, еду и питьё, справление нужды. Запрещено также ходить непосредственно по могиле, брать траву с кладбища (однако плоды деревьев разрешены), сидеть на могиле и опираться на нее[5].

После посещения могилы нужно совершить омовение рук. Принято поливать каждую руку три раза поочередно. Есть обычай также умывать лицо[6].


 

  1. Диврей софрим. Краткие законы траура, глава 62

  2. Пней Борух. Законы траура, глава 37, пункты 6-7, примечания 12, 13.

  3. Циюней Алаха, глава 40, раздел женщины.

  4. Гешер аХаим, часть 1, глава 29, пункт 9.

  5. Пней Борух. Законы траура, глава 37, пункты 26-28.

  6. Пней Борух. Законы траура, глава 37, пункт 17

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

video
27 МИН
| Рав Игаль Полищук

video
48 МИН
| Рав Игаль Полищук

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

Добавить комментарий