Как понять странную заповедь напиться в Пурим?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

114

Я слышал, что в Пурим необходимо напиться до такого состояния, что человек не различит между «Барух Мордехай» (Благословен Мордехай) и «Арур Аман» (Проклят Аман). Правда ли это? Как понять эту странную заповедь?


Об этой заповеди говорится в Талмуде (Мегила 7б), и таково постановление Шулхан Аруха. Но Рамо (раби Моше Иссерлес, который в своих дополнениях к Шулхан Аруху приводит ашкеназские обычаи и постановления) пишет: некоторые законоучители говорят, что нет обязанности напиваться до такого состояния. Просто человеку следует выпить «больше своей нормы», чтобы заснуть. И во время сна он не сможет отличить «благословен Мордехай» от «проклят Аман». Автор «Мишны Бруры» пишет, что именно так и стоит поступать. В разделе «Биур Алаха» Хафец Хаим приводит слова Меири: «Обязан человек умножать радость в этот день и едой, и питьем, так, чтобы всего было вдоволь. Однако нам не следует напиваться до такой степени, что мы будем вести себя недостойно. Ведь радость, которую нам повелели испытывать, – это не радость буйства и глупости, а радость любви к Всевышнему, благословен Он, и благодарности за чудеса, которые Он сотворил для нас». Там приводятся также слова автора «Хаей Адам»: «Поскольку все чудо было совершено через вино, обязали нас мудрецы напиться или, по крайней мере, выпить больше обычного – чтобы вспомнить великое чудо. Но тот, кто знает, что, напившись, может пренебречь одной из заповедей – омовением рук, одним из благословений – благословением после трапезы с хлебом, или не сможет прочесть послеполуденную или вечернюю молитву, или поведет себя легкомысленно, – такому человеку лучше не напиваться».

Теперь постараюсь объяснить, почему все-таки мудрецы обязали нас в такой странной, на первый взгляд, заповеди. Рамхаль (раби Моше-Хаим Луцатто) в книге «Даат Твунот» пишет, что все мироздание существует для того, чтобы человек убедился: Всевышний един. Он пишет также, что «недостаточно понять, что Он единственный, Кто существует, т.е. логически необходимо только Его существование, и что нет Творца, кроме Него. Мы должны еще понять, что нет Властителя, кроме Него, и нет Руководителя у мира и у любого создания в мире, кроме Него. И нет никого, кто смог бы Ему помешать, или не допустить исполнения Его воли. Такова Его власть – единая и абсолютная. Это становится ясно, когда мы видим, как то, что казалось нам злом, оборачивается, в конце концов, добром». Если внимательно прочесть Книгу Эстер, можно увидеть: все, что казалось вначале злом, обернулось добром, и все события, которые происходили, включая те, что казались незначительными, в конечном счете привели к спасению евреев. Хотя мы должны сожалеть о зле, творящемся в нашем мире, потому что в данный момент оно мешает нам приблизиться к Всевышнему, все же Всевышний дал нам один день в году, день Пурима, когда мы напоминаем себе, что все – в Его власти, и то, что нам кажется злом, в свое время обернется добром. Это помогает понять, почему мудрецы обязали нас напиться в этот день до такого состояния, чтобы не отличать «барух Мордехай» от «арур Аман». Ведь и дела Мордехая, и дела Амана, в конечном счете, привели к спасению евреев.

Из готовящейся к изданию книги рава Реувена Куклина «Еврейский Ответ», 2-ое издание, а также рассылки «Беерот Ицхак daily».

http://www.beerot.ru/?p=53420