Почему в праздники нужно наряжаться?

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

4442
наряжаться

Уважаемый рав!

Слышала, что в праздники наряжаться нужно более красиво, чем в субботу. Так ли это? С чем это связано?

Спасибо, Елена


Уважаемая г-жа Елена!

Вы совершено правы, по возможности следует стараться, чтобы в праздники («йом тов») одежда была даже лучше, чем в субботу. То же самое верно в отношении украшений[1]. Связанно это с тем, что в праздник, помимо заповедей его почитать и получать удовольствие, которые существуют и по отношению к субботе, есть также дополнительная заповедь радоваться. А красивая одежда и украшения обычно приносят человеку радость и доброе расположение духа.

Помимо простого объяснения, так же и согласно тайному учению, Каббале, почитать праздник следует более красивой одеждой, нежели субботу[2].

Важно отметить, что для того, чтобы исполнить волю Творца, не достаточно обратить внимание на красоту праздничной и субботней одежды и украшений. Не меньше, а ровно напротив – намного больше внимания и усилий следует приложить к тому, чтобы одежда и украшения отвечали нормам еврейской скромности.

Полу-праздничные дни («холь а-моэд»), которые мы отмечаем в Песах и в Суккот, также должны быть выделены особенными нарядами и украшениями, но, в отличие от праздника, по букве закона они могут быть такими же, как субботние или уровнем чуть ниже. Причина этого в том, что хотя в полу-праздничные дни, так же, как в праздник, есть заповедь радоваться, но заповеди почитать эти дни нет и получать в них удовольствие, как это обстоит в случае с субботой и праздниками, — нет[3]. На практике принято в холь а-моэд надевать праздничные наряды.

С уважением, Лейб Нахман Злотник.

  1. «Псахим», 109а; «Ям Шель Шломо», «Бейца», п. 5; «Шулхан Арух», «Орах Хаим», 529:1; «Мишна Брура», 529:12. И хотя Рамо («Орах Хаим», 471:3) пишет «как в субботу», он имеет в виду, что как в субботу есть заповедь одевать особую одежду, так и в праздники есть такая заповедь и не спорит с тем, что в праздник одежда должна быть более важная («Биркей Йосеф», там же, п.5). Или сравнение относится к тому, что в праздники, как и в субботу, наряжаться следует заранее, до наступления праздника («Каф а-Хаим», там же, п.42).
  2. Рашаш, прим. к «Шаар а-Каванот», друш «Шавуот», 88б.
  3. «Мишнат Яаков», «Илхот Швитат Йом Тов», 6:22; рабби Акива Эйгер, ашматот, ч.1, п. 1; «Шаар а-Циюн», 530:4.

http://www.beerot.ru/?p=47812