Вопросы о тфилин

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

1543

Уважаемый раввин! У меня есть несколько коротких вопросов, касающихся заповеди тфилин.

1. Иногда при накладывании ручных тфилин я прикасаюсь кончиками пальцев к оголенной части руки. Нужно ли делать омовение рук, как это делают всякий раз, когда прикасаются к частям тела, которые обычно прикрыты одеждой?

2. Несколько раз приходилось видеть, что ребята, которые явно учатся в ешиве и знают законы, накладывают ручные тфилин, не снимая с руки часов, но большинство либо снимает их, либо переодевают на другую руку. Почему?

3. Когда мы во время молитвы читаем третий отрывок «Шма, Исраэль», при упоминании заповеди тфилин мы прикасаемся к ним. Я заметил, что при этом некоторые целуют пальцы, которыми дотрагивались до тфилин, а некоторые – нет. Как следует поступать?

С уважением, Виктор О.


Уважаемый Виктор! Ваши вопросы очень верны и актуальны. Рассмотрим каждый из них в том порядке, в котором Вы их задали.

  1. Прикосновение к оголенной части руки кончиками пальцев во время накладывания тфилин.

Как Вы правильно заметили, в случае, если человек прикоснулся рукой к местам тела, которые обычно прикрыты одеждой для того, чтобы молиться, произносить благословения или говорить слова Торы, он должен сделать омовение рук, как это приведено в «Шулхан Арухе» («Орах Хаим», 4). В этом случае омовение следует сделать по всем правилам, однако по букве закона достаточно омывать кисти рук и не произносить благословения. Согласно этому представляется, что и в случае, если человек прикоснулся рукой к оголенной части руки во время накладывания тфилин, он, перед тем как произносить благословения и начинать молиться, должен сделать омовение рук.

Однако великий мудрец Торы рав Йосеф Хаим Зонненфельд («Силмат Хаим», 39) пишет, что по букве закона нет обязанности делать омовение рук, поскольку прикоснулись к оголенной части руки в процессе исполнения заповеди, но было бы правильно в качестве устрожения все же делать омовение рук. Подобно этому приведено в книге «Минхат Ицхак» (часть 4, 114:2), где ее автор, главный раввин Иерусалима рав Ицхак Вайс свидетельствует, что таков был обычай в Иерусалиме – не делать омовение рук. И так считал наставник нашего поколения рав Йосеф Шалом Эльяшив («Иса Йосеф», 2:4). О Хазон Ише известно («Диним и Анагот ме-а-Хазон Иш», 3:10), что он старался не дотрагиваться до тела, когда накладывал тфилин, а потом все равно делал омовение рук из опасения, что все же случайно прикоснулся к местам, которые обычно бывают закрыты одеждой. С другой стороны, автор книги «Бен Иш Хай» (Шана 1, Толдот, 17) пишет, что тот, кто прикоснулся к месту, где накладывают тфилин, даже не во время, когда он исполнял заповедь, не обязан делать омовение рук.

  1. Теперь к вопросу о часах. В отношении того, в каких местах запрещено, чтобы между тфилин и телом были посторонние предметы (хацица), существует большой спор мудрецов Торы. Согласно книге «Мишна Брура» (27:16), закон установлен в соответствии с мнением, что в месте, где наматывают ремешок на руку, по букве закона, наличие постороннего предмета не мешает исполнению заповеди. Тогда почему же некоторые снимают часы? В таких авторитетных книгах, как «Тшувот ве-Анагот» (1:26) и «А-Эмет ле-Яаков» (1:27) сказано, что хотя по букве закона разрешено наматывать ремешок на часы, все же лучше снимать часы, когда накладывают тфилин.
  2. Об обычае целовать руку, прикоснувшуюся к тфилин.

В «Хаей Адам» (14:15) и «Кицур Шулхан Арух» (10:17) приведено, что следует поцеловать руку, которой прикасались к тфилин. Автор книги «Шаарей Эфраим» («Питхей Шаарим», 10:4) дает следующее объяснение этому обычаю: «Рука, прикоснувшаяся к тфилин, как бы принимает святость заповеди и тем, что человек целует эту руку, он выражает свою любовь к заповеди». О раве Шломо Залмане Ойербахе рассказывают («Ишей Исраэль», 2, примечание 30), что он прикасался к тфилин либо ремешком от тфилин, либо уголком талита и целовал ремешок или талит. В этой связи интересно упомянуть мнение «Бейт Йосефа» («Орах Хаим», 24) от имени Риваша, который объясняет, почему во время чтения «Шма, Исраэль» в соответствующих местах прикасаются к тфилин и целуют цицит, а к мезузе не подходят, чтобы к ней дотронуться, когда произносят: «И напишите на косяках домов ваших и ворот ваших». Правило таково: обычай прикасаться (и целовать) только к тому, что надето на человека или находится в непосредственной близости от него.

С уважением, рав Лейб Нахман Злотник

http://www.beerot.ru/?p=19988