Какая суть благословения после еды (борэ нефашот)?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1907
законы кашрута

Квод арав, шалом.

Я не понимаю благословение «борэ нефашот», которое говорят после еды. Не затруднило бы Вас пояснить его?

С уважением, Р.


Уважаемая Р.!

Очень хорошо, что для Вас важно говорить благословения с пониманием, осознавая те слова, которые Вы говорите, ведь благословения – это одна из тех вещей, которые оказывают наибольшее влияние на духовный рост человека.

Из слов стиха (Дварим, 10: 12): «…что Г-сподь, Б-г твой, спрашивает с тебя? Только бояться Г-спода…», наши мудрецы выводят (Менахот, 43б), что еврей обязан произносить 100 благословений в день. Слово «что» (на иврите – ма)  напоминает слово меа, что в переводе означает «сто», поэтому, по мнению наших мудрецов, этот стих можно прочесть так: «…сто (благословений) Г-сподь, Б-г твой, спрашивает с тебя…». А поскольку в этом месте Тора говорит о приобретении Б-гобоязненности, из этого можно выучить, что 100 благословений приводят человека к Б-гобоязненности. Почему? Потому что, когда еврей благословляет Творца за те блага, которые Он посылает, то к нему приходит осознание того, что Творец – Господин мира, а это является основой Б-гобоязненности.

Раби Йеуда а-Леви в книге «Кузари» (3:17) пишет, что, постановив благословлять Творца перед получением наслаждений материального мира, мудрецы дали нам чудесную возможность получить совершенное наслаждение, подобающее человеку, а не низменное, животное наслаждение. «Когда человек подготавливает себя к удовольствию и осознает, насколько ему до сих пор его недоставало, его удовольствие увеличивается вдвойне. И это – польза благословений для тех, кто привык произносить их вдумчиво и сосредоточенно, поскольку благословения рисуют в душе человека определенный вид удовольствий и славу за них Тому, Кто их даровал. Тем самым, человек осознает, насколько ему этой вещи не хватало, и тогда увеличится его радость от нее… И (таким образом) ты будешь получать удовольствие всю твою жизнь».

Теперь перейдем к объяснению этого благословения.

Благословен ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, Который создал многие души и то, что им не хватает. Всевышний создал множество созданий (душ) и также создал для них то, что им необходимо (пищу).

За все, что Ты создал, чтобы оживлять душу каждого живого. За каждую вещь, которую Ты создал, чтобы восполнить то, что не хватает, мы благодарны Тебе и благословляем Тебя.

Благословен (дающий) жизнь всем мирам. Благословен Ты, Г-сподь, Который оживляет весь мир, посредством пищи, которую Ты даешь своим созданиям. И также включается в это благодарность за то, что Всевышний каждую секунду обновляет жизнь творений, ведь без постоянного влияния Творца мир не смог бы существовать, как пишет Рамбам (Законы основ Торы, 1:1): «основа всех основ и столп всех мудростей знать, что есть Всевышний, Который оживляет все, что существует».

http://www.beerot.ru/?p=8679