Можно ли петь в караоке в холь а-моэд?

Дата: | Автор материала: Рав Игаль Полищук

1279
песнь

Шалом!

Можно ли в холь а-моэд Песах петь в караоке, под фонограмму с микрофоном?

Спасибо. Ариэль.


С Б-жьей помощью

Дорогой Ариэль! Шалом!

Если пение доставляет истинную радость и это не требует особенного профессионального умения (не является млехет оман), то не вижу в этом проблемы, более того, есть в этом исполнение заповеди радоваться в праздник. Однако тут есть большая тонкость. Вопрос, что петь, и под какую мелодию. Как известно, музыка имеет огромную силу влияния на души людей. Виленский Гаон говорил, что в музыке заключены величайшие секреты каббалы. С помощью музыки наши пророки и цари удостаивались духа святого постижения и пророчества. Одной из функций колена Леви в Храме была музыка. Изначально по крайней мере часть книги Теилим была дана как слова для гимнов Всевышнему…

Попытаемся немного разобраться в этом. Музыка играет на «струнах» нашей души, радостная приводит к радости, печальная – к унынию и т.п. Кроме того, у музыки есть источник – человеческая душа, которая выражает себя музыкой и пением. Теперь вспомним, что в каждом из нас есть и доброе и злое начало. Вопрос – какое их них стало источником конкретной музыки? Приведу пример: думаю, что большая часть современной музыки – это проявление сексуальных грез и т.п. Та душевная «волна», которая была источником музыки, пробуждает подобную «волну» и у слушателей.

Поэтому с музыкой и пением и со словами песен надо быть осторожным – это сильный рычаг влияния на наши души – как к добру, так и к чему-то другому.

Насколько мне известно, у наших братьев хасидов несколько иной подход. Они считают, что у музыки в целом есть высокий духовный корень, поэтому можно (и может быть, даже нужно) использовать нееврейскую музыку, обращая ее к святости (как соответствующими словами, так и используя эти мелодии для симхат мицва – радости заповеди).

Это очень важная и нелегкая работа – обратить то, во что зачастую примешано много зла, к добру. Пишет Рамхаль во многих местах, что замысел нашего служения в сотворенном мире – это обратить зло к добру. Однако безусловно есть зло, исправление которого – это его уничтожение. Кроме того, большой вопрос, обратим ли мы в конечном итоге зло в добро, или же зло в музыке пробудит зло в нас, и потянет нас за собой…

Поэтому, не оспаривая возможность обращения чужих мелодий к святости, я лично для себя стараюсь этого остерегаться.

Слава Б-гу, наш народ несет в себе традицию музыки и пения, источником которых является устремление еврейской души ко Всевышнему. Во время наших семинаров в Цюрихе мой друг рав Авраам Куперман, зять нашего учителя рава Ицхака Зильбера зц»л и большой знаток еврейской музыки, утверждал, что его великий тесть был более тонким в музыке, чем он сам. Я с ним поспорил: не в музыке дело, а в величии и тонкости души!

Еврейская душа раскрывается в пении, в традиционных мелодиях молитв Шаббата и праздников.

В Торе в каждом поколении делаются новые открытия – скрытое прежде постижение Торы, которые все при этом были изначально даны нашему учителю Моше Всевышним. Так и в песне еврейской души, желающей прилепиться к своему Первоисточнику, радующейся праздникам, трепещущей перед Высшим судом в Дни Трепета, раскрываются новые порывы души, новые оттенки, а вместе в ними и новые мелодии, которые пробуждают и у слушателей подобные душевные устремления.

Желаю Вам удостоиться хороших песен!

Кошерного и радостного Пейсаха!

Игаль Полищук

http://www.beerot.ru/?p=64246