Можно ли пользоваться горячей водой из крана в Шаббат?

пользоваться горячей водой

Можно ли пользоваться горячей водой из крана в Шаббат в доме, где большинство жильцов неевреи? Можно ли мыться в Шабат теплой водой?

Этот вопрос состоит из двух частей:

1. Совершается ли запрещенная в Шаббат работа при открытии крана.

2. Нарушается ли запрет мудрецов на использование нагретой воды для мытья в Шаббат

Для того, чтобы ответить на первый вопрос, необходимо выяснить вызывает ли открытие крана совершение запрещенной работы (если это так, тогда запрещено открывать кран горячей воды также для прочих нужд и не только для мытья). Здесь есть два опасения:

- Если при открытии крана происходит включение системы нагрева — это входит в категорию работы разжигание огня. По мнению Хазон Иша, замыкание электрической сети — это ещё одна дополнительная работа «строительство».

Включение системы нагрева может произойти либо прямым образом, например, в проточной газовой системе нагрева, где открытие крана вызывает зажигание газа. Оно также может произойти опосредованным образом («грома»), например, в электрическом котле с термостатом, где поступление холодной воды в бак и происходящее при этом падение температуры включает нагрев.

- Кроме проблем с системой нагревания воды, есть ещё одно опасение. Смешение горячей и холодной воды (работа «варка»). Это может произойти внутри крана при одновременном открытии горячей и холодной воды (как обычно делают при мытье). И также в системе нагревания, включающей бак (котел), открытие крана иногда приводит к поступлению холодной воды в бак. Эта вода варится при смешении с находящейся в баке горячей водой[1].

На практике, невозможно ответить на Ваш вопрос без понимания деталей устройства установленной системы.

2. Даже если нет опасения совершения запрещенной работы[2] есть ограничения, установленные мудрецами на использование горячей воды[3] для мытья тела[4].

В этом есть различия между ситуацией, когда вода была нагрета в Шаббат, и когда вода была нагрета до наступления Шаббата.

- Водой, нагретой в Шаббат разрешенным способом, например, с помощью нееврея для нужд больного, или если вода была оставлена около источника тепла и нагрелась до температуры ниже “яд соледет” (45°C по мнению рава Ш. З. Ойерабаха), полностью запрещено пользоваться для мытья тела и даже для мытья рук. Однако разрешено пользоваться ею для прочих целей, например мытья посуды. (При этом следует остерегаться совершения запрещенной работы варки, например, при смешении горячей и холодной воды или выливании горячей воды из сосуда, в котором она была нагрета на остатки невареной или остывшей пищи). Если при мытье посуды вода попадает на руки, это разрешено[5].

- Водой, нагретой до наступления Шаббата, можно мыть лицо, руки и ноги или другие части тела при условии, что в итоге моется только меньшая часть тела. Однако запрещено мыть большую часть тела, даже по частям[6]. Однако больному или человеку, испытывающему сильные мучения, например сильно страдающему от жары, или для нужд маленького ребенка с раздражением кожи, облегчили и разрешили мыть даже все тело[7].

Вода, которая уже находилась в баке системы нагрева до Шаббата, при условии, что нагрев был включен до наступления Шаббата, даже если он продолжался в Шаббат, рассматривается, как вода, нагретая до Шаббата.

Что касается воды, которую нагрел нееврей в Шаббат для собственных нужд (и также если нееврей включил систему нагрева для всех жильцов дома, и большинство жильцов неевреи, это рассматривается как включение для собственных нужд[8]) – в этом вопросе есть спор мудрецов последних поколений. По мнению Арух аШульхан на это распространяются законы воды, нагретой в Шаббат. Хотя есть мнения мудрецов, склоняющиеся к облегчению в этом вопросе, на практике следует устрожить. Однако если система нагрева была включена до Шаббата, или даже если включается она автоматически, и при использовании воды жильцами неевреями новая холодная вода поступает в систему и нагревается – возможно облегчить и считать такую воду как нагретой до Шаббата (хотя на практике будет запрещено открывать кран и пользоваться водой так как это приведет к совершению запрещенной работы как говорилось выше[9]).

В заключение:

- В большинстве случаев запрещено открывать кран горячей воды в Шаббат т.к. это приводит к совершению работы запрещенной в Шаббат. Требуется выяснить технические детали устройства системы, чтобы ответить точно на вопрос.

- Даже если есть возможность получить горячую воду разрешенным способом, нельзя пользоваться ею для мытья всего тела или большей его части, например, принять душ или ванну. И даже если не выливать воду на все тело сразу, а мыть части тела по отдельности, так что в итоге будет вымыта большая часть тела. Но можно мыть лицо, руки и ноги или другие части тела при условии, что в итоге будет вымыта только меньшая часть тела. Больному или человеку, испытывающему сильные мучения или для нужд здоровья маленького ребенка можно облегчить, и разрешено мыть даже все тело (при этом следует быть очень осторожным чтобы избежать выжимания воды из волос).

Все это относится к воде, которая была нагрета до наступления Шаббата или нагрелась в Шаббат сама, без действий человека. Однако если нееврей включил систему нагрева в Шаббат, не следует пользоваться этой водой для целей мытья тела (даже рук), но можно использовать ее для прочих целей, как мытье посуды. А если еврей включил систему нагрева в Шаббат, нельзя пользоваться такой водой вообще.

С уважением,

Яков Кацен, Йосеф Свирский


 

  1. В такой ситуации можно попросить нееврея открыть кран и наполнить горячей водой таз или другую емкость чтобы пользоваться этой водой. Поскольку основное действие нееврея (открытие крана для наливания воды) – это действие разрешенное по сути, и только опосредованно приводит к совершению запрещенной работы (попадание в систему холодной воды и смешение с горячей). На такую ситуацию не распространяется запрет просить нееврея сделать запрещенную работу в Шаббат (Рамо, רנג, ה от имени Трумат аДешен и Мишна Брура там пункт צט).

  2. Например если берет воду не из крана, а из специальной емкости подогревающей воду, которая разрешена для использования в Шаббат, или если попросил нееврея набрать горячую воду из крана (как в примечании выше).

  3. Данный запрет не относится к воде нагретой незначительно, только чтобы не быть холодной (до комнатной температуры). И есть облегчаюшие мнения по которым вода не достигшая обычной температуры при которой принято мыться (37-38 оС) также не попадает под данный запрет (Орхот Шаббат гл. 21, пункт 3).

  4. Причина запрета: Поскольку при использовании горячей воды для мытья высока вероятность совершения запрещенной работы в Шаббат - разжигание углей на которых греется вода и смешивание горячей и холодной воды запрещенным способом. Мудрецы видели, что владельцы бань оступаются в этом, и из опасения нарушений Шаббата запретили использование горячей воды для мытья для всех, даже таким образом что при этом не совершается запрещенная работа (и эти две причин соответсятвуют также двум основным опасениям которые встречаются в наше время).

  5. Шульхан Арух, שכו, א; Шмират Шаббат ке Хилхато гл. 14, пункт 2; Пискей Тшувот שכו, א, примечание 7

  6. Шульхан Арух שכו, א; Шмират Шаббат ке Хилхато гл. 14, пункт 1

  7. Биур Алаха שכו, א от имени р. Акива Эгер; Орхот Шаббат гл. 21, пункт 9

  8. Хотя в случае знакомого нееврея есть запрет просить его, из опасения, что возможно он сделает дополнительную работу для еврея (Шульхан Арух שכה, י, יא), на данный случай этот запрет не распространяется, так как его действие не зависит от количества.

  9. ( Шмират Шаббат ке Хилхато гл. 14, пункт 3 и также там в примечании 11, 12; Орхот Шаббат гл. 21, пункт 5-7; Пискей Тшувот שכו, א, пункт 2 и примечания 22, 27, 28).

http://www.beerot.ru/?p=44212

Оставьте комментарий

Please enter your comment!
Please enter your name here