Обычай и алаха

Дата: | Автор материала: Рав Шалом Каплан

1774

Известно, что повседневная жизнь еврея строится на соблюдении заповедей Торы и постановлений мудрецов. Однако помимо этого существует великое множество обычаев (минагим), которые порой довольно серьезно отличаются в зависимости от различных общин (даже в пределах больших сообществ – сефардов и ашкеназов). Для баалей тшува, не выросших в полноценной общине, несложно запутаться: где заканчивается алаха (заповедь Торы или постановление мудрецов) и начинается обычай. Насколько важно придерживаться определенных обычаев? Как определить, за каким обычаем нужно следовать? Где проходит граница алахи и обычая? Помогите, пожалуйста, разобраться в этих вопросах!

Арье, Иерусалим


Уважаемый Арье!

Для начала попытаемся объяснить общий подход к этому вопросу. Конечно же, закон стоит на первом месте, однако роль обычая также важна.

Обычай – это действие либо запрет, который не является заповедью Торы либо мудрецов, но принят в народе Израиля. Обычаи бывают разные, и могут касаться практически всех аспектов нашей жизни. Например, запрет работать в канун праздника Песах (Псахим, 50а) или чтение Алеля в полупраздничные дни холь а-моэд или рош ходеш (Тосафот, Брахот, 14а).

Обязанность соблюдать обычаи Талмуд (Псахим, 50б) учит из изречения в книге Мишлей царя Шломо. Когда жители одного города попросили у раби Йоханана отменить древний обычай города, он им ответил: этот обычай уже приняли на себя ваши отцы, как сказано: «Слушай, сын мой наставление своего отца, и не оставь Тору матери своей». Под «Торой матери» здесь, в частности, имеется в виду обычай народа Израиля.

Обычаи можно разделить на несколько категорий.

1. Обычаи, введенные пророками или мудрецами Торы, такие, как, например, бить ивовыми ветками об пол в седьмой день праздника Суккот (Сука, 42а). Соблюдение такого обычая является абсолютной обязанностью каждого еврея.

2. Обычаи, которые народ Израиля начал соблюдать самостоятельно. В этом случае соблюдение обычая имеет более низкий статус. Например, вечерняя молитва изначально не была установлена как обязательная, но после того, как она распространилась во всем народе, и ее приняли как обязательную, это стало законом (Рамбам, Законы Молитвы, 1:6). Другой пример: обычай читать по Шаббатам вместе со свитком Торы перевод на арамейский язык (таргум Ункелос) не распространился в народе и был упразднен. Он сохранился только в общине выходцев из Йемена.

3. Обычаи отдельных общин. Рав Йосеф Каро в одном из ответов постанавляет, что если целая община переезжает на другое место, она обязана продолжать соблюдать свои обычаи. Но если меняют место жительство отдельные люди (либо семьи), они обязаны принять на себя обычаи, принятые на новом месте, поскольку они должны следовать за большинством.

В нашем мире количество переездов людей с места на место серьезно увеличилось, и этот подход не всегда актуален, ведь зачастую община представляет собой собрание приезжих из разных мест. В силу этого возник новый вид обычая – обычай семьи, который изначально был обычаем общины, из которой эта семья произошла. В наши дни нет обязанности менять нусах молитвы при переезде в другую общину (с иным нусахом). Человеку следует продолжать молиться как прежде, но общепринятые обычаи новой общины он обязан соблюдать. Также следует продолжать соблюдать обычаи семьи.

Следует отметить, что мы говорим только об обычаях, которые не противоречат закону Торы.

Почему же так важно соблюдать обычаи? В качестве ответа приведем слова Раши в комментарии на Тору (Дварим, 13:7): «В этом – великий позор для тебя: ведь даже народы (языческие) не оставляют того, что передано им отцами, а он [лжепророк] говорит тебе: “Оставь, отрекись от переданного тебе отцами твоими”». Вся наша Тора передается из поколения в поколение, и неукоснительное соблюдение обычаев укрепляет верность этой передачи. Если мы бережно относимся к любому из обычаев наших отцов, то риск потерять что-либо уменьшается. Именно благодаря скрупулезности в передачи законов и обычаев мы сохранились как народ в течение столь долгого рассеяния среди других народов.

Для того, чтобы разобраться, где проходит граница между законом и обычаем, надо серьезно изучать Тору и следовать совету наших мудрецов: «Рабан Гамлиель сказал: сделай себе рава и отстранись от сомнения» (Пиркей Авот, 1:16). Любому еврею необходимо жить в общине и следовать указаниям своего раввина, а уж тем более в начале пути, после тшувы.

Что касается молитвы, бааль тшува может принять любой нусах. Но если он – выходец из определенной общины, например, горских евреев, то лучше следовать обычаям своих отцов.

Да пошлет Вам Всевышний правильных посланников на Вашем праведном пути!

С уважением, рав Шалом Каплан

http://www.beerot.ru/?p=15777