Почему бима для чтения Торы — в центре синагоги?

Дата: | Автор материала: Рав Лейб Нахман Злотник

2543
бима

Уважаемый рав!

Мы, с Б-жей помощью, завершаем строительство синагоги. Было бы очень удобно установить биму (тумбу для чтения Торы) у восточной стены здания, но везде, где я бывал, бима расположена в центре или почти в центре синагоги. Есть в этом вопросе какие-то определенные правила?

Заранее благодарен, П. Хабнер.


Уважаемый господин Хабнер!

Вы задаете очень уместный вопрос. У евреев, конечно, ничего не бывает просто так. В трактате «Сука» (51б) Вавилонского Талмуда рассказывается, что в известной александрийской синагоге, которая была построена и действовала в строгом соответствии с законами Торы, бима находилась в центре здания. Рамбам («Яд а-Хазака», «Илхот Тфила», 11:3) и Рамо в прим. на «Шулхан Арух» («Орах Хаим», 150:5) установили закон, что бима должна размещаться в центре синагоги. Автор комментария «Кесэф Мишна» на «Яд а-Хазака» (там же) объясняет, почему в некоторых синагогах бима установлена не по центру. Он пишет, что, поскольку, биму устанавливают в центре, для того, чтобы чтение Торы, которое происходит на ней, смогли услышать все присутствующие в синагоге, в небольших синагогах, о которых идет речь, очень хорошо слышно, даже если бима не находится в центре.

Автор респонс «Хатам Софер» («Орах Хаим», п. 28) считает, что нельзя менять то, что приведено в Талмуде и установлено в качестве закона, а приведенный в книге «Кесэф Мишна» довод, является ничем иным, как поиском оправдания для тех, кто поступил не так, как сказано в «Шулхан Арухе».

Среди прочего, он пишет, что синагоги называются «малым Храмом», и бима, подобно жертвеннику, должна размещаться в середине здания.

Его сын, автор респонс «Ктав Софер» (ч. 2, п. 1) прибавляет, что бима должна располагаться точно посередине синагоги, как по ее длине, так и по ширине. Ведь, как известно, в Храме было два жертвенника – внутренний для воскурения благовоний и внешний для жертвоприношений. Внутренний жертвенник размещался в середине храмового зала по его ширине, а внешний – в середине площадки, находящейся перед залом, по ее длине. Таким образом, устанавливая биму посередине, как по длине, так и по ширине здания, мы уподобляем ее обоим жертвенникам.

Нацив («Мешив Давар», ч. 1, п. 15) также считает, что запрещено изменять устоявшийся обычай, ибо нам неизвестны все мотивы, которыми руководствовались мудрецы, принимая то или иное решение. Он пишет, что уподобление бимы жертвеннику находит свое отражение также и в том, что во время праздника Суккот молящиеся обходят биму, держа в руках четыре вида растений (лулав) в память о том, как в Суккот коэны в Храме обходили жертвенник, держа в руках ветви ивы. По мнению автора «Мешив Давар», остальные элементы синагоги тоже являются эквивалентами храмовых предметов. Так, например, ковчег, в котором хранятся свитки Торы, размещается у восточной стены синагоги, аналогично тому, как ковчег завета, в котором находились скрижали, размещался в Святая Святых, т.е. в восточной стороне Храма.

Дополнительное доказательство тому, что причины, обуславливающие месторасположение бимы в синагоге не ограничиваются вопросом хорошей слышимости, приводит автор книги «Имрей Эш» (п. 7).

Согласно книге «Зоар», упомянутой в комментарии «Маген Авраам» (там же, п. 6), не должно быть более 6 ступеней, ведущих к биме. Из этих слов явно следует, что с бимой связаны тайны Торы, которые необходимо учитывать при устроительстве синагоги.

Хафец Хаим в книге «Мишна Брура» («Биюр Ал.», там же) довольно резко выступает против тех, кто хочет изменить устоявшийся обычай и поместить биму у восточной стены синагоги, чтобы это больше походило на культовые здания других народов. Многие другие законоучители поднимают этот вопрос и запрещают это делать, даже если нет намерения уподобляться идолопоклонникам. Рав Ицхак Вайс («Минхат Ицхак», ч. 3, п. 4) пишет, что поскольку этот вопрос связан с реформацией еврейских устоев, следует походить к нему с придельной строгостью и как ашкеназам, так и сефардам, запрещено менять месторасположение бимы, установленное в «Шулхан Арухе». Хотя в респонсе рава Овадьи Йосэфа («Ябия Омер», ч. 8, п. 17) сказано, что в случае необходимости, сефарды могут облегчить в данном вопросе.

Подводя итог сказанному, представляется, что изначально следует постараться не нарушать принятый обычай и установить биму строго в центре зала синагоги. Если это по какой-либо причине не удается, то можно поместить ее несколько левее или правее, а в крайнем случае, даже несколько восточнее или западней, но не совсем близко к ковчегу со свитками Торы.

С уважением, Лейб Нахман Злотник.

http://www.beerot.ru/?p=43864