Уважаемый рав!
На выкупе нашего первенца раввин очень красиво говорил о связи между обрезанием и выкупом первенца. Среди прочего он упомянул слова одного из великих людей, который сказал, что выкупать первенца должны днем, подобно тому, как обрезание делают днем. Раввина спросить я постеснялся, а все же не понятно: ведь казнь первенцев, в честь которой мы обязались выкупать первенцев, происходила то ночью? Или я что-то перепутал?
С уважением, Михаил Ковыль.

Уважаемый Михаил!
Вы все замечательно поняли и вопрос Ваш великолепен. В самом деле, Виленский Гаон[1] пишет, что выкуп первенца должен происходить, так же, как и обрезание — именно днём. Великий мудрец Торы, рав Яаков Эмдин[2], спрашивает: «заповедь выкупа первенцев была дана в память о казне египетских первенцев, а казнь египетских первенцев происходила в полночь. Так как же можно исполнять заповедь выкупа первенцев днем?!». Слово в слово Ваш вопрос! Попробуем дать на него два варианта ответа.
Первый вариант. В Мидраше[3] говорится, что, хотя первенцы были поражены в полночь, но умирали они уже утром, чтобы их жертвы (евреи, над которыми они зверски издевались) видели, как они умирают. Поэтому можно сказать, что завершение поражения первенцев происходило днем.
Второй вариант. Представляется, что в словах Виленского Гаона об уподоблении выкупа первенца обрезанию есть глубокая подоплека.
Ведь закон о том, что обрезание можно делать только днём выводится из слов Торы «И на восьмой день обрежет крайнюю плоть его»[4], именно днем, а не ночью[5]. Заповедь выкупа первенцев была дана в память о казне египетских первенцев, говоря о которой Писание тоже использует слово «день»: «Ибо Мне (принадлежит) всякий первенец в день, когда Я поразил всех первенцев в Земле Египетской, посвятил Я Себе всех первенцев в Израиле, как первенца человека, так и первенца животного, Мне будут, Я Г-сподь»[6].
А как быть с тем, что казнь первенцев была в полночь? В книге «А-Драш вэ-а-Июн»[7] приведено, что в книге «Зоар»[8] написано, ночь поражения первенцев чудесным образом была светла, как день: «…и ночь как день будет светла»[9].
Другими словами, хотя время суток было ночное, но было светло, словно днем, поэтому Писание и говорит: «…в день, когда Я поразил всех первенцев Земли Египетской…». В книге «Гвуль Биньямин»[10] говорится, что из-за того, что было светло, как днем все сразу стали совершать обрезание, как это рассказывается в Мидраше.
Получается, что связь между выкупом первенцев и обрезанием не только внешняя: и то, и другое совершают днем, но и историческая: их связывает ночь, в которую было светло, как днем!
Спасибо за прекрасный вопрос, с уважением, Лейб Нахман Злотник.
- «Биюр а-Гра», «Йорэ Деа», 305:20. ↑
- «Мигдаль Оз», «Биркат Орай», пелег 3, п.5. ↑
- «Псикта Рабати», п.17; «Ялкут Шимони», «Баалотха», п.719. ↑
- Ваикра 12:3. ↑
- «Мегила», 20а. ↑
- Бамидбар 3:13. ↑
- «Корах», мамар 195. ↑
- «Ба», 35а. ↑
- Тэилим 139:12. ↑
-
Друш 7. ↑
