Уважаемый рав!
Помню, что когда я был ребенком, моя прабабушка Циля постоянно говорила, что по еврейскому закону нельзя ходить босиком. Есть ли, в самом деле, что-нибудь в этом духе в еврейских источниках?
С уважением, Руслан.
Уважаемый Руслан!
Прежде всего, отмечу, что Вы правы уже в том, что с почтением и трепетом относитесь к словам людей прошлых поколений и Ваших родных в частности. Как правило, их жизнь была пропитана духом иудаизма и Б-гобоязненности и даже если они не черпали законы и обычаи из книг, они впитывали их с молоком матери и из воздуха, которым они дышали.
Тема обуви вообще и законов, связанных с ней, в частности, в иудаизме занимает важное место.
Коснемся лишь того ее элемента, который связан с Вашим вопросом. Через пророка Ирмияу (2:25) Всевышний говорит своему народу: «Не дай ноге своей быть босой». В Талмуде («Шабат», 129а) сказано, что человек обязан приобрести себе обувь, пусть даже ценой того, что ему придется продать кровлю дома. Давайте попытаемся выяснить, с чем связано столь серьезное отношение к обуви, что человек обязан продать все, но приобрести обувь.
Из слов мудрецов в Мидраше («Ваикра Раба», 19:4) представляется, что цель постоянного нахождения в обуви вызвана желанием не повредить ноги.
В кодексе еврейских законов (Рамо в примечаниях к «Шулхан Аруху», «Орах Хаим», 2:6) приведен запрет ходить босиком. Некоторые комментаторы (Раши, «Шабат», там же; Рашбам, «Псахим», 112а) объясняют этот тем, что ходить босиком – это позорно для человека. Другие (рабейну Прахья и Маарша, «Шабат», там же) считают, что этот запрет связан с обязанностью заботиться о своем здоровье, а конкретнее – с опасностью простудиться. Согласно еще одному объяснению (Левуш, «Орах Хаим», там же), ходить босиком является проявлением нескромности. Тот, кто не носит обувь, как бы пренебрегает тем добром, которое дарует нам Творец («Эйн Элияу»).
Люди, пребывающие в трауре по близким родственникам и по разрушенному Храму (в пост 9-го Ава), а также те, кому объявили бойкот, обязаны быть без (кожаной) обуви, чтобы чувствовать дискомфорт.
В книге «Мишна Брура» (2:14 и 301:62) написано, что в местах, где принято ходить босыми, как например, на востоке, нет запрета ходить без обуви. Но не в субботу и не в праздники, когда есть особая заповедь получать удовольствие и ощущать комфорт. Некоторые законоучители считают, что за пределами города разрешено ходить без обуви («Афикей Магиним», п. 3) и доказывают это из истории, приведенной в Талмуде («Таанит», 23б).
Замечу, что в книге пророка Шмуэля (2:15:30) упоминается, что великий и праведный царь в определенный момент шел босиком по земле. Комментаторы пишут, что это было связано с желанием искупить свои прегрешения с помощью страданий и боли от продолжительной ходьбы босиком.
В книгах по Каббале («Мишнат Хахамим», 5:6:221) сказано, что поскольку из-за греха первого человека земля получила проклятие, ходить по ней босыми ногами не следует.
Должно быть обязательно какое-либо перекрытие между телом и землей (что кстати актуально также и в отношении сидения или лежания на голой земле). В странах диаспоры следует особо стараться не ходить без обуви («Маасэ Авраам», гл. 4). Только в месте, где находится Б-жественное присутствие, как, например, в Храме или когда Всевышний открылся Моше в горящем кусте, на земле нет проклятия, и люди ходят без обуви. В Йом Кипур не одевают обувь, т.к. в этот день весь Мир освящен благословением Творца и нет места проклятиям.
С уважением, Лейб Нахман Злотник.