Разрешена ли эвтаназия в моем случае?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

16687
эвтаназия

У меня рак кишечника с метастазами в печень, а сейчас в легкие. Я читала про центры в Швейцарии, которые помогают человеку умереть без боли во сне после принятия лекарства или укола. Я умру в любом случае, вопрос как. Можно ли облегчить свою смерть в таком случае, как мой?

Спасибо


Уважаемая …

В первую очередь, позвольте высказать мое истинное сочувствие Вам. Перед Вами тяжелейшее испытание, и дай Вам Б-г вынести его с честью.

Хотел начать с Вашего утверждения «я умру в любом случае». В действительности, оно относится к каждому из нас, без исключения. Если в конце концов каждый человек неизбежно умирает, зачем ему жизнь?

На этот вопрос можно было бы ответить: «для того, чтобы перед наступлением неминуемого конца, урвать себе как можно больше удовольствий». Думаю, что такой ответ не удовлетворит ни одного из читателей Беерот Ицхак.

Комментарий «Псикта Зутраса» (на Экклезиаст 1:2) приводит, что, на первый взгляд, весь этот мир лишен смысла, так как он существует лишь временно. И то же самое относится к человеческой жизни — для чего человек трудится под солнцем, если в конце концов его жизнь неизбежно заканчивается?

Ответить на этот вопрос несложно. Мы знаем, что Всевышний создал два мира — этот мир, и Мир грядущий. Этот мир существует лишь кратковременно. Грядущий мир существует вечно. Мудрецы учат нас, что этот мир является лишь прихожей, ведущей в Грядущий мир. Это означает, что наши дела в этом мире создают наш удел в Грядущем мире. Нефеш а-Хаим приводит, что каждое действие, совершаемое человеком при жизни, в буквальном смысле порождает для него часть в Грядущем Мире, или, не дай Б-г, в аду. Таким образом, каждый момент нашего бренного существования в этом мире влияет на нашу вечную жизнь в Грядущем Мире.

Талмуд приводит, что человек удостаивается удела в Грядущем мире за счет Торы — в первую очередь посредством изучения Торы, но также благодаря поддержке и помощи изучающим Торы. (Это особенно относится к женщинам.) Однако, очевидно, что выполнение заповедей и добрых дел тоже имеет огромное значение. Нефеш а-Хаим пишет, что каждая мысль, каждое слово и каждое действие человека влияют на состояние духовных и материальных миров. Это означает, что в каждый момент своей жизни человек обладает выбором, и его выбор оказывает влияние на самого человека и на окружающий его мир.

Поэтому каждый момент человеческой жизни обладает бесконечной ценностью. Недаром Мишна утверждает, что каждый, кто спасает человеческую жизнь, как будто бы спасает целый мир. Ведь у каждого человека в каждый момент своей жизни есть возможность повлиять на весь мир! Этот взгляд также находит подтверждение в алахе.

Тора учит нас, что человек не является хозяином своей или чужой жизни. Поэтому, убийство и самоубийство в любой форме строжайше запрещены. Каждый момент нашей жизни обладает высочайшей святостью. Закон Торы разрешает нам нарушить почти все заповеди даже для того, чтобы продлить жизнь безнадежно больного человека на считанные мгновения, и даже если мы не уверены, что наши действия помогут ему.

***

Когда все идет хорошо, нам часто бывает трудно остановиться и подумать, зачем мы живем. К сожалению, многие из нас начинают задумываться о смысле жизни только когда обстоятельства заставляют нас посмотреть смерти в глаза. Конечно, подобный взгляд на вещи совершенно не оправдан. Ведь, в действительности, каждый момент жизни — это огромное сокровище, независимо от того, осталось человеку жить еще сто лет, или всего лишь десять минут. Кроме того, нельзя забывать, что, мы не имеем никакого представления, сколько времени осталось жить каждому из нас.

Даже тяжелый и неизлечимый недуг не означает, что больной должен умереть в ближайшее время.

Предсказания врачей по поводу будущего пациента очень часто оказываются совершенно неверными. Причина этого заключается не в том, что врачи некомпетентны, а в том, что их дело — лечить больных, а не планировать их будущее. Талмуд утверждает, что ключи жизни и смерти у Всевышнего. Практически, мы видим это каждый день, когда молодые и здоровые люди неожиданно умирают (не дай Б-г), а тяжело больные доживают до глубокой старости.

Знаменитый Британский физик Стивен Хокинг говорил: «когда мне был 21 год, мое будущее стремилось к нулю. Врачи дали мне не больше 2-3 лет жизни. Поэтому, я благодарен за каждое мгновение». Как известно, великий физик недавно скончался в возрасте 76 лет. Оценивая состояние этого человека, врачи ошиблись более, чем на полвека! Это широко известный, но далеко не единственный пример ошибки врачей.

Мы каждый день говорим в молитве, что Всевышний «создает исцеления». Это означает, что даже для болезни, которая сегодня считается неизлечимой, завтра Всевышний может создать лекарство или метод лечения. Современный человек видит это невооруженным глазом: новые методы лечения действительно появляются буквально каждый день. Как можно сказать больному, что он безнадежен, когда буквально на наших глазах страшные неизлечимые болезни, мысль о которых вызывала дрожь у людей предыдущих поколений, сегодня предотвращаются прививками, и во многих случаях, поддаются совершенно стандартному лечению?

Кроме новых методов лечения, в наше время появилось множество способов замедлить развитие болезней. Есть методы, позволяющие больным справиться с болями и уменьшить страдания. «Смертельно больной» человек может прожить многие годы полноценной и плодотворной жизни.

Тора учит нас, что даже если человек не может полноценно выполнять все заповеди, он может заслужить великую награду за счет того, что он способен выполнять. Как было сказано выше, Всевышний, в Своей бесконечной милости, дает нам награду даже за мысли. Укрепившись в вере и уповании на Всевышнего, размышляя о словах Торы, или оттолкнув от себя непристойные думы, человек может получить бесконечно великую награду. Тем более это относится к тому, кто делает это невзирая на страдания и боль, находясь в непривычных и некомфортных для него условиях, и т. п. Рамхаль пишет, что человек, который несмотря на страдания продолжает верить, что все — к лучшему, спасает весь мир! Невозможно переоценить значение настроя страдающего человека.

Поэтому, важность каждого момента жизни невозможно переоценить. Тора требует от нас трепетного отношения к человеческой жизни, даже в тех редких случаях, когда нам тяжело понять, для чего определенный человек продолжает существовать.

***

Как Вы верно написали, в последние годы в некоторых западных странах  был приняты законы разрешающие, или даже поощряющие, активную эвтаназию. Это на первый взгляд невинное слово означает, что в этих странах врач имеет право, а в Канаде даже обязан, убить пациента, если тот высказывает такое желание и отвечает определенным критериям.

С точки зрения Торы, активная эвтаназия является самым настоящим убийством, даже если пациент высказывает желание быть убитым.

Давайте задумаемся, на чем основана концепция эвтаназии. Очевидно, что она зиждется на полном отрицании существования души и духовной жизни. Если человек — это лишь умное животное, то его существование действительно имеет смысл лишь тогда, когда он может получать материальные, физические удовольствия. Как только старость или недуг начинают мешать ему преследовать вожделения, его жизнь теряет смысл, и он готов отправиться в мусорный ящик, и чем быстрее — тем лучше. Подобный взгляд на жизнь является полным антитезисом Торы. Хотя при введении законов об эвтаназии, эти материалистические взгляды обычно открыто не высказываются, практическое выполнение этих законов ведет к их логическому следствию — человеческая жизнь постепенно теряет всякую ценность. Развитие практики узаконенного убийства в некоторых европейских странах ярко иллюстрирует то, чему нас учат мудрецы — «грех влечет за собой грех».

В Нидерландах и в Бельгии, где эвтаназия была легализована уже давно, рамки, при которых пациент или врач могут прибегнуть к этой процедуре, постоянно расширяются.

В Бельгии рассматривается вопрос об убийстве нездоровых младенцев, людей, страдающих от психологических заболеваний, или просто пожилых людей, которым «надоело жить». Другие критерии для эвтаназии — неоправданное бремя для общества, неспособность семьи пациента справляться с возложенной на нее ответственностью. Даже былые ярые защитники эвтаназии с ужасом осознали, что, разрешив лишь одну форму убийства, они обесценили человеческую жизнь. Из-за этого возникла атмосфера, при которой многие ощутили, что у них есть моральное право решать, чья жизнь имеет смысл, а чья — нет. Конечно, при принятии решении о жизни и смерти, каждый врач использует свои субъективные критерии.

Опыт легальной эвтаназии показывает, что даже если закон требует согласие или активное желание пациента окончить свою жизнь, это условие далеко не всегда соблюдается. Ведь лекарь знает, что хорошо для пациента лучше, чем сам пациент! Из-за того, что процедуру умерщвления выполняет лечащий врач, который сам же и записывает историю болезни и смерти, в большинстве случаев невозможно определить, при каких обстоятельствах пациент умер, или был убит врачом.

После того, как самоубийство и эвтаназия начали рассматриваться как морально приемлемые процедуры, даже в странах, в которых эвтаназия как таковая запрещена, многие врачи оказывают сильнейшее давление на пациентов окончить свою жизнь. Ведь убивать людей гораздо проще и дешевле, чем их лечить! Даже люди, которые сами никогда бы не стали рассматривать вопрос об эвтаназии, подвергаются сильнейшему давлению со стороны врачей, для которых убийство стало повседневной частью их профессии. Религиозные люди, считающие активную эвтаназию убийством в полном смысле слова, оказываются вне системы «здравоохранения». Это один из многих примеров того, как современное «демократическое» общество ведет борьбу против истинных ценностей. В данном случае, это борьба не на жизнь, а на смерть в самом прямом смысле слова.

Для того, чтобы показать, как менталитет врачей изменился в последние годы, издание «Living with Dignity» недавно опубликовало историю госпитализации одной пожилой женщины. Эта история была записана ее дочерью, которая ухаживала за ней во время болезни, и позже была перепечатана некоторыми еврейскими изданиями.

Все врачи, описанные в этой истории, считают своим долгом убедить 84-летнюю раковую больную, что ей следует как можно скорее умереть. Они готовы помочь ей в этом настолько, насколько это возможно и разрешено законом. Единственное исключение — это ортодоксальный доктор Шарон Файнер, которая утверждает, что на данной стадии болезнь, вне всяких сомнений, подлежит лечению.

Врачи, следящие за пациенткой, говорят ей, что у нее появились метастазы в костях и в тканях желудка, и ей осталось жить не больше одного-двух дней. Ее отправляют домой, чтобы она спокойно умерла. Из-за того, что больница прекратила лечение и уход, пациентка страдает от сильных болей. Позже выясняется, что боль является следствием проникновения в кровь кальция, который выделяется из пораженных костей. Испытанные пациенткой мучения можно было легко избежать, отрегулировав уровень кальция в крови.

Желая избежать встречи с врачами, которые отказались ее лечить, пациентка приезжает в другую больницу, и обращается в отдел скорой помощи. Но персонал второй больницы тоже не проявляет желания и готовности помогать ей. Вместо этого, к ней присылают специалистов по паллиативной медицине, которые предлагают ей принять высокие дозы морфина. Они также предлагают ей отказаться от капельницы, что в ее положении означает неминуемую смерть.

По прошествии какого-то времени, пациентка понимает, что смерть не столь близка. Тогда, желая обрести способность нормально функционировать, она просит понизить дозу болеутоляющего. Это вызывает переполох среди больничного персонала, и к ней присылают целую серию психологов, которые стараются убедить ее как можно скорее умереть. Один из них спрашивает: «разве Ваша жизнь все еще имеет смысл»? Она однозначно отвечает ему, что ее жизнь имеет смысл. Но «доктор» неумолим. Он говорит мягким голосом: «мы находимся здесь специально, чтобы помочь Вам умереть. Я твердо верю, что Вы хотите именно этого.»

Молодая практикантка неверно расшифровывает ее CT Scan, и говорит ей, что у нее нет никакой надежды на выживание. Потом она записывает в карточке, что пациент выразил желание прекратить лечение…

Статья была написана через полгода после описанных в ней событий. На момент написания, «безнадежно больная» пациентка живет у себя дома. Она каждый день посещает спортивный зал, и выполняет там серию упражнений. Она много читает. Когда ее дети, внуки и правнуки приходят к ней в гости, она приветствует их лучезарной улыбкой.

Одна из трагедий утилитарного подхода к человеческой жизни заключается в том, что врачи, для которых эвтаназия или самоубийство являются морально приемлемыми процедурами, часто уговаривают пожилых или больных пациентов прекратить лечение, отказаться от жизни, покончить с собой, или позволить другим убить себя. Подобное отношение ведет к тому, что пожилые и одинокие люди становятся жертвами системы убийств, против которой у них нет сил и возможностей выстоять.

Судья Нейл Горсуч (недавно ставший членом Верховного Суда США) в своей книге «The Future of Assisted Suicide and Euthanasia» описывает несколько случаев, когда дети, не желающие ухаживать за своими больными родителями, уговорили или заставили их требовать у врача эвтаназии. Он также приводит случаи, когда врач делал эвтаназию пациенту, который не был смертельно болен, но был настроен на самоубийство из-за депрессии. Таким образом, даже не принимая во внимание религиозные взгляды, становится очевидно, что легализация эвтаназии является моральной и практической угрозой обществу.

Возвращаясь к Вашему вопросу, хочу в первую очередь порекомендовать Вам попытаться найти врача, которому Ваша жизнь будет небезразлична. Вполне возможно, что он сможет облегчить Ваши страдания. Помните, что никому в этом мире не дано знать, сколько времени Вам отпущено. Наше дело не предсказывать продолжительность, а стараться извлечь из каждого мгновения максимальную пользу.

Наши мудрецы говорят, что даже в момент, когда к твоему горлу приставили обнаженный меч, не следует отчаиваться. Надо молить Творца о милости. Люди, которые не теряли надежду, оптимизм и упование на Всевышнего, иногда неожиданным образом спасались даже в самых тяжелых ситуациях. Поэтому, хочу пожелать Вам силы духа, смелости, и дерзости не терять надежды. Надеюсь, что Вы найдете подходящее для себя лечение, и проживете еще много полноценных, наполненных смыслом лет.

Здесь я привожу отрывок из Талмуда (Брахот 10а), в котором повествуется о том, как выздоровел смертельно больной царь Хизкияу.

«В эти дни Хизкияу смертельно заболел, и пришел к нему пророк Йешаяу сын Амоца и сказал ему: ’так сказал Г-сподь: завещай дому своему, так как умрешь ты, и жить не будешь!’ Почему написано ’умрешь ты, и жить не будешь’? [Ведь это повторение!] ’Умрешь’ в этом мире, ’и жить не будешь’ в грядущем мире.

Сказал [царь Хизкияу пророку Йешаяу]: «за что мне полагается [столь строгое наказание]?» Тот ответил ему: «ибо ты не занимался заповедью плодиться и размножаться [Царь Хизкияу не был женат.]!»

Сказал ему [царь Хизкияу: я не женился,] так как видел духом святого постижения, что от меня произойдут недостойные дети.

Сказал [пророк Йешаяу царю Хизкияу:] «зачем ты пытаешься вникнуть в тайны Милостливого? Делай то, что тебе приказано, а Всевышний, благословен Он, сделает как Ему угодно.» [То есть, твое знание не освобождает тебя от исполнения заповеди.]

Сказал [царь Хизкияу пророку Йешаяу]: «Тогда дай мне [в жены] свою дочь! Может быть благодаря моим и твоим заслугам от меня произойдут достойные дети! [Хизкияу и Йешаяу оба были великими праведниками.]»

Сказал [пророк Йешаяу царю Хизкияу: «Но] ведь ты уже приговорен!».

Сказал [царь Хизкияу пророку Йешаяу]: «сын Амоца! Прекрати свое пророчество и уйди! Я получил следующую традицию из дома отца своего отца: даже если к горлу человека уже приставлен отточенный меч, пусть не отрешается от молитвы.» 

Дальше пророк повествует о том, что молитва царя Хизкияу действительно была принята, и он выздоровел: «И повернулся он лицом к стене, и молился Г-споду, говоря: Молю Тебя, Г-споди, вспомни ныне, что я ходил пред Тобою верно и всем сердцем, и делал я то, что угодно Тебе. И горько заплакал Хизкияу.  И было, Йешаяу еще не вышел из среднего двора, как было к нему слово Г-сподне такое: Возвратись и скажи Хизкияу, властелину народа Моего: "Так сказал Г-сподь, Б-г Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцеляю тебя: на третий день взойдешь ты в дом Г-сподень; и прибавлю Я к дням твоим пятнадцать лет, и спасу тебя и город этот от руки царя Ассирийского; и буду Я защищать город этот ради Себя и ради Давида, раба Своего".»

С уважением,

Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=41744