Сковорода для рыбы

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

2574

Уважаемый рав! В разговоре с подругой проскользнула фраза о том, что мясо и рыбу можно готовить в одной и той же посуде (но не одновременно), тогда как сковороды для мяса и рыбы должны быть различными. Мы предположили, что это связано с высокой температурой нагревания масла, когда вкусы мяса и рыбы смешиваются даже при условии, что сковороду хорошо отмыли.  Однако это лишь предположение, и хотелось бы знать, существует ли на самом деле такой закон и каковы его источники. Спасибо!

Адасса


Уважаемая Адасса!

Широко известно, что Тора запрещает употреблять вместе молоко и мясо. В кошерной кухне всегда есть два отдельных комплекта посуды – один для мясных продуктов, другой – для молочных. Некоторые хозяйки также держат третий комплект, парве, то есть посуду, которая используется только для продуктов, не являющихся ни мясными, ни молочными. Почему же нельзя использовать одну и ту же утварь и для того, и для другого? Разве недостаточно просто смыть с посуды мясо, чтобы варить в ней молочный суп?

Дело в том, что при термообработке из пищи выделяются частицы (которые Талмуд называет «טעם», буквально «вкус»), которые впитываются в посуду. При повторном нагревании стенки сосудов исторгают эти вещества, и они впитываются в готовящееся в них блюдо. Поэтому если первое блюдо было мясным, а второе – молочным, возникает смешение молочного и мясного. По большинству мнений, молочный продукт, впитавший «вкус» мяса, и мясной продукт, впитавший «вкус» молока или кошерный продукт, который сварили в некошерной посуде, и который впитал «вкус» некошерной пищи, запрещены Торой. Есть отдельные мнения, по которым это запрет мудрецов, но нет никаких сомнений, что это запрещено.

Что касается кошерной рыбы и кошерных кузнечиков, всем известно, что они имеют «нейтральный» статус, они не считаются ни молоком, ни мясом. Почему же тогда нельзя есть рыбу с мясом? Чем рыба хуже обыкновенного огурца, который можно готовить и есть с чем угодно?

Талмуд (Псахим, 76б) говорит, что рыбу, которую поджарили вместе с мясом, запрещено есть из-за того, что это опасно для здоровья. Шулхан Арух приводит этот закон в разделе Йоре Деа (116:2-3) и пишет, что рыбу запрещено готовить или есть вместе с мясом. Комментарий «Турей Заав» цитирует книгу «Исур ве-Этер», автор которой пишет, что «вкус» рыбы, смешанный с мясом, не представляет собой опасности. Следовательно, нет никакого запрета есть рыбу, которую сварили в чистой мясной кастрюле или пожарили на чистой мясной сковородке. Верно и обратное – если на сковородке пожарили рыбу и после этого ее тщательно вымыли, можно жарить в ней мясо. Получается, что нет необходимости иметь отдельный комплект посуды для рыбы. Рав Авраам Данциг в книге «Хохмат Адам» (68:1) тоже приводит этот закон и добавляет, что есть мнение, по которому действительно следует иметь отдельную посуду для рыбы.

Поэтому тому, у кого уже есть отдельный комплект посуды для рыбы, а также тем, у кого в семье есть традиция иметь такой комплект, я бы посоветовал ничего не менять. Но если такого комплекта нет, нет никакой необходимости его заводить.

При всем этом нельзя забывать, что рыба, которую приготовили в чистой мясной посуде, приобретает статус «нат-бар-нат», то есть «производный вкус» (так как передача вкуса происходит дважды, первый раз – из мяса в кастрюлю, второй раз – из кастрюли в рыбу). Если эту кастрюлю использовали для мясного в течение суток до приготовления рыбы, то, по мнению Рамо (Йоре Деа, 95:2), эту рыбу нельзя специально класть и есть на одной тарелке с молочным блюдом. Если же такая рыба смешалась с молочным случайно, ее можно есть.

Так как во «вкусе» нет опасности, посуда, в которой варили вместе рыбу и мясо, не нуждается в кашеровании.

С уважением, рав Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=14195