Слышал об «испорченном» стакане для кидуша. Что это? Как его исправить? Проблема существует только для того, кто читает кидуш, или даже для тех, кто его слушает?
«Испорченность» стакана относится к вину, которое в нем находится: если из стакана с вином отпили или даже просто коснулись вина губами, то такое вино становится непригодным для выполнения заповеди «Кидуш». При этом будет правильным воздержаться от использования вина, даже если пили через «соломинку» («Шаарей Тшува», гл. 182).
Прежде чем объяснить, как можно исправить «кос пагум» – «испорченный» стакан для кидуша, следует вкратце разобрать само постановление произносить слова кидуша, держа в руке стакан вина.
В главе Итро про соблюдение Шаббата сказано: «Помни день Шаббата, освящая его». Из этого можно выучить обязанность помнить Шаббат словами восхваления и святости, что и выполняется произнесением кидуша при наступлении Шаббата и чтением авдалы на его исходе. Мудрецы постановили освящать такие действия со стаканом вина, причем источником для обряда кидуш является слово «помни», поскольку в Пророках (Ишайя, 14:8) воспоминание связывается с вином, и такое же упоминание мы можем найти в Шир а-Ширим (1:4). Вторую причину постановления мы учим из трактата Брахот, где сказано, что песнь восхваления произносится именно над вином.
Особенно важно использовать хорошее вино, выдержанное более 40 дней с момента отжима. Кроме того, вино должно быть красным. Однако если для конкретного человека предпочтительнее другой сорт вина, его также можно использовать для кидуша, равно как и виноградный сок.
Существует еще один важный закон, связанный с вином: нельзя использовать для кидуша вино, которе стояло открытым без надзора даже немного времени. Такое вино можно использовать, только если нет никакого другого вина, или это вино было очень дорогое, и только при условии, что у напитка еще остался запах и вкус вина. По поводу времени, которое делает открытое вино непригодным для кидуша, есть несколько мнений: некоторые говорят, что это – 20 минут («Диврей Малкиэль», ч.4, п.1), а есть мнение, что открытое вино, стоявшее в закрытом шкафу, не считается испорченным для кидуша, если сохранился вкус и запах вина («Каф а-Хаим», гл.274, п.9); то же самое можно сказать по поводу открытого вина, стоявшего в холодильнике. Несмотря на то, что другие напитки, которые стояли «без присмотра» открытыми, Шульхан Арух разрешает пить, в случае с вином для кидуша устрожают, поскольку такое вино недостойно того, чтобы его подавали царю.
Относительно стакана для кидуша: его объем должен составлять не менее четверти «лога» – полтора куриных яйца в скорлупе. Известно два наиболее распространенных мнения относительно измерения этого объема: по одному из них, достаточно 86 кубических сантиметров, а по второму – 150 кубических сантиметров. Второе мнение базируется на предположении, что сегодняшние яйца почти вдвое меньше тех, которые были во времена Мудрецов. По мнению «Мишны Бруры», в заповедях из Торы, к которым относится вечерний кидуш, следует придерживаться наиболее строгого мнения, тогда как в заповедях мудрецов достаточно полагаться на облегчающее мнение; во всяком случае, следует постараться подобрать такой стакан для кидуша, который вмещает в себя объем двух «современных» яиц – а это, по крайней мере, 115 кубических сантиметров.
Кидушный стакан считается нечистым для исполнения заповеди, пока его не обмоют водой снаружи и изнутри или, по крайней мере, не протрут салфеткой с двух сторон, в случае, если стакан запылился. Существует мнение, что по Каббале следует обмыть стакан водой, даже если он совершенно чистый («Каф а-Хаим», гл.183, п.4).
Сам стакан должен быть целым, без трещин, сколотых краев и зазубрин – как по верхнему краю, так и на стенках и дне. Если нет целого стакана, но от места скола (или трещины) до дна есть нужный объем, то таким стаканом можно пользоваться для кидуша; в противном случае такой стакан для кидуша непригоден.
Стакан должен быть наполнен вином до верха, даже если его объем сильно превосходит тот, что требуется для кидуша. Если в доме нет достаточного количества вина, чтобы наполнить стакан, лучше пользоваться меньшим стаканом, содержащим лишь четверть лога, – лишь бы он был наполнен до краев. Интересно, что «Мишна Брура» разрешает для поднятия уровня вина, даже если уже налита четверть лога, добавить кусочек хлеба, но не больше одного. Если же нет другого стакана и нет больше вина, то разрешается читать кидуш над неполным стаканом вина, если в него налито не меньше четверти лога.
Нужно постараться выполнять заповедь кидуша, используя красивый стакан, и многие выполняют эту заповедь, используя серебряный кубок. Среди авторитетов еврейского закона – алахи – есть разные мнения относительно того, можно ли использовать для заповеди кидуш одноразовый (пластиковый или бумажный) стакан. По запрещающим мнениям, одноразовый стакан не является важным сосудом, так как рассчитан на то, чтобы его использовали всего один раз. Те, кто разрешают, объясняют свое решение тем, что на самом деле даже одноразовый стакан пригоден для многоразового использования. Таким образом, существует облегчающее мнение, по которму разрешается делать кидуш даже с одноразовым стаканом, но только в том случае, если нет другого стакана.
Итак, мы сказали, что испорченный стакан – это стакан, из которого уже отпили вино. На такой стакан нельзя сделать кидуш. Как же исправить «испорченный» стакан? Способ исправления изложен в книге «Бейт Хадаш» (гл. 182), – добавить в стакан немного вина, воды или другого напитка, который еще не пили, при этом быть осторожным, чтобы вода или другой напиток не ослабили крепость вина. После этого перелить все содержимое стакана в бутылку, а потом налить из бутылки обратно в стакан для кидуша.
Такое исправление помогает сделать вино пригодным для кидуша по всем мнениям. По одному из мнений, если мы просто добавим в стакан вина, это не решит проблему, так как каждая капля присоединяется к «испорченному» вину и сама «портится». Поэтому все содержимое стакана нужно перелить в бутылку, в результате чего все вино будет «исправленным» (Маарам из Ротенбурга). По другому мнению, нужно добавить немного вина в стакан, потому что если сразу перелить «испорченное» вино из стакана в бутылку, то оно «испортит» вино в бутылке (Раби Менахем Меиль Цедек). Поэтому, несмотря на то, что по закону достаточно добавить немного вина в стакан (Шульхан Арух, гл. 182, п. 6), все же лучше все вино («испорченное» и новое) перелить из стакана в бутылку, а после этого налить из бутылки в стакан для кидуша.
В случае, если вино в стакане уже «испорчено», а исправить его нечем, разрешается делать кидуш и на «испорченное» вино. Следует перелить «испорченное» вино в меньший по объему стакан, если в нем содержится не менее четверти лога.
По поводу второй части вопроса – есть ли проблема «испорченного стакана» для тех, кто слушает кидуш. Сначала следует определить, нужно ли им вообще пить вино, и если нужно, то сколько. Тому, кто читает кидуш, нужно выпить «полную щеку» или четверть «лога» – меньший из этих двух объемов. Размер «полной щеки» измеряется индивидуально для каждого человека следующим образом: сместив всю жидкость наполненного рта в сторону одной щеки так, что она выглядит полной; у обычных людей этот объем больше одной восьмой «лога», но даже человек с особенно большими щеками не обязан выпить больше четверти «лога».
Стараются выпить «полную щеку» залпом или, по крайней мере, за время, за которе обычно можно выпить четверть «лога». Выполнение заповеди также засчитывается, если нужный объем был выпит за четыре, а по некоторым мнениям – за две минуты.
Важно, чтобы все те, кто слушал кидуш, попробовали кидушное вино. Есть несколько обычаев того, как те, кто слушали кидуш, пьют вино. Все они рассчитаны на то, чтобы слушающие кидуш не пили из «испорченного» стакана. Также принимается в расчет опасность отпивать из чужого стакана. Вот основные мнения по этим вопросам.
1. Если читающий кидуш пьет из «неиспорченного» стакана, распространяется ли обязанность пользоваться таким стаканом и на тех, кто слушает кидуш? Тосафот (трактат Псахим, стр.106) считает, что да, а Раби Аарон а-Леви (Брахот) считает, что только тому, кто читает кидуш, нужен «неиспорченный» стакан. Шульхан Арух (гл. 182, пар. 4) привел оба мнения, а РАМА (законодатель для евреев ашкеназского происхождения) отсылает к главам 190 и 271, где Шульхан Арух пишет, что те, кто слушал кидуш, должны пить из «неиспорченных» стаканов.
2. Когда все те, кто слушал кидуш, пьют из стакана того, кто читал кидуш, считается ли, что они пьют из «испорченного» стакана? По мнению «Мишны Бруры» (гл. 182, п. 24), в этом нет проблемы «испорченного» стакана, потому что изначально стакан был пригодным для кидуша, а читающий кидуш и слушающие кидуш засчитываются как один человек, пьющий из «неиспорченного» стакана. Однако по мнению «Турей Заав» (гл. 182 п. 4) и «Шульхан Арух а-Рав» (гл. 190, п. 5), стакан считается «испорченным», и будет лучше, если у каждого будет свой «неиспорченный» стакан.
3. Еще один вопрос разбирается на основании постановления Шульхан Аруха (гл.170, п.16) о том, что нельзя пить из стакана, из которого уже пил другой человек, из-за опасности для жизни. Возникает вопрос: почему в наше время так распространено пить из стакана, на который делали кидуш или над которым читали биркат а-мазон, и при этом нам не важно, что из этого стакана уже пили? Объясняют это на основании написанного в книге «Левуш» (гл. 170, п. 16), что запрет пить после кого-либо относится лишь к особенно брезгливому человеку. Таким образом, тот, кто знает про себя, что он брезглив, не может пить из общего стакана. Запрет пить из чужого стакана действует также в случае, когда мы знаем, что тот, кто отпил из стакана, болен – в таком случае после него пить нельзя.
Основные обычаи того, как пить кидушное вино:
1) читающий кидуш пьет «полную щеку» из стакана, после чего все слушавшие кидуш пьют из того же стакана;
2) читающий кидуш, перед тем, как отпить, отливает из своего стакана в другой, чистый, так, чтобы в его стакане оставалось не менее четверти «лога», и пьет «полную щеку». Из чистого стакана, в который отлили вино после кидуша, разливают это вино в стаканы слушавших, но они не пьют из своих стаканов до тех пор, пока читающий кидуш выпьет из своего стакана;
3) читающий кидуш пьет из своего стакана «полную щеку», после чего доливает из бутылки в свой стакан, чтобы «исправить» вино, а затем разливает из своего стакана всем слушавшим;
4) читавший кидуш пьет «полную щеку», а затем разливает оставшееся в стакане вино в пустые стаканы слушавших кидуш (однако этот обычай наименее распространен, поскольку есть те, кто считает, что так делать не стоит).