Б-га надо бояться?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1323
Б-га надо бояться

Вот сижу в палате у мамы и волей-неволей слышу разговор её соседок о Б-ге.

«Вот говорят, что Б-га надо бояться… А я что-то не пойму, почему Его бояться надо, ведь Он нас любит…».

По-моему, отличный вопрос для публикации!


Уважаемый …!

Если вдуматься в Ваш вопрос, станет очевидно, что между боязнью и любовью нет противоречия. Если отец строго наказывает сына за проступки, это вовсе не означает, что он сына не любит. Всё зависит от того, чем мотивировано наказание. Если сын просто мешает отцу, или является беззащитным объектом, на котором можно сорвать неудовлетворённость жизнью и агрессию, или если отец — садист, тогда страх сына перед отцом действительно говорит о недостатке любви к сыну. Но может быть и так, что отец крепко любит своего сына, и наказывает его для того, чтобы воспитать в нем хорошие качества, которые помогут ему в будущей жизни.

Именно второй вариант верен в отношении Всевышнего. Он — наш любящий отец, который хочет помочь нам исправиться. Поэтому, Он иногда наказывает нас за проступки, таким образом демонстрируя нам Свои небезразличие и любовь к нам.

Так как нам известно, что Всевышний накажет нас за проступки, мы должны бояться его. Об этом пишет автор «Сефер а-хинух» (заповедь 432): «[Заповедь бояться Б-га исполняется тем, что мы] постоянно пребываем в страхе нарушить Его волю, совершив грех, то есть боязнь кары…».

Но есть и более высокий уровень страха, или трепета перед Всевышним. Рамбам пишет: «как придти к любви и трепету перед Б-гом? Когда человек вдумается в Его деяния и творения, как чудесны они и как грандиозны и видна в них бесконечная мудрость! Думая об этих вещах, человек немедленно затрепещет и осознает себя малой, ничтожной тварью, со слабым разумом своим стоящий напротив Разума совершенного!»

Здесь речь идёт уже не о боязни наказания, а о трепетном отношении к Высшему Существу, в присутствии Которого стыдно вести себя неподобающим образом.

Тора пишет (а мудрецы много раз упоминают), что приобретение трепета перед Небесами — это самая главная задача человека в жизни. Думаю, что это объясняется следующим образом.

Человек рождается и растёт в материальном мире. Умение жить по правилам этого мира — это инстинкт, присущий любому живому существу. Боязнь нарушить, скажем, правила дорожного движения связана с тем, что человек не хочет попасть в аварию, или получить штраф, и тому подобное. Такая боязнь диктуется чисто материальными соображениями.

В процессе роста, человек понимает, что, кроме окружающего его материального мира, существует также духовный мир. Однако этот мир, в отличие от материального мира, не заявляет о себе.

Тот, кто хочет познать этот мир, должен самостоятельно искать способы познакомится с ним. Тот, кому удалось не только узнать о духовном, но также сделать духовное частью себя, проделал большую работу.

Человек, для которого правила духовного мира обладают большей значимостью, чем правила материального мира — это человек, которому удалось изменить себя, и подчинить своё материальное начало духовному началу. Именно этого требует от нас Всевышний. Поэтому тот, кто действительно трепещет перед Творцом, — это человек высокого духовного уровня, человек, выполняющий волю Творца. Степень трепета, который испытывает человек, говорит, насколько ему удалось выполнить ту задачу, для выполнения которой он был создан.

С уважением,

Берл Набутовский

[перевод отрывков из «Сефер а-Хинух» и Рамбама — А. Липский]

http://www.beerot.ru/?p=42047