Б-г и Его представления в Торе… — качества Всевышнего

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1163

Б-г и Его представления в Торе…

Его свойства:

1. Всемогущий…

2. Всезнающий…

3.

4.

5.

.

Эрик


Уважаемый Эрик! Рамхаль обсуждает это в книге «Даат Твунот». Посылаю Вам отрывки из этой книги (перевод сделан равом Лейбом Саврасовым).

– 46 –

… Мы видим законы и пути правосудия, посредством которых Он, благословенно имя Его, властвует над нами, своим созданиями, качества и справедливые пути, установленные Его глубокой мудростью. Поэтому относим к Нему множество нарицательных имён, встречаемых нами у пророков: Милосердный, Всепрощающий, Могучий и др. Однако необходимо понимать и верить абсолютной верой, что к самой сущности Всевышнего эти имена не имеют никакого отношения. Ведь Всевышний не вершит все вышеуказанные действия как человек, действующий согласно своей природе и своими силами. Все проявления Всевышнего, которые мы описываем, существуют в силу Его желания действовать соразмерно с природой тех созданий, которые Он пожелал создать, и с их силами[1]. И это подробно объяснили мудрецы во многих местах. Главное, во что в связи с этим мы обязаны верить, – это то, что существование Всевышнего нам известно, оно абсолютно необходимо[2] и независимо, однако сущность Его непостижима для нас совершенно. Более того, наложен вечный запрет на любую попытку понять Его сущность. Так сказали мудрецы (Хагига 11б): «Есть четыре таких вещи, что тому, кто взглянет на них, лучше бы не родиться», и ещё (Хагига 13б): «В непостижимом для тебя не ищи (новых знаний) и т.д. – нет тебе дела до скрытого». Всё, что может воспринять и представить мысль человека, не может быть сущностью Всевышнего, потому что Он – выше любой нашей мысли, и не относится к Нему ничто из того, что есть у созданных, больших или малых. Поскольку то, что для созданных является величайшим совершенством, для Него недостаток и даже не напоминает сущность Его. Всё, что есть в созданном – добро и зло, недостаток и совершенство – всё это вещи новые[3], сотворённые по воле Его, в соответствии с нашей, а не Его природой, и об этом сказал Йешаягу (40:25): «Кому уподобите вы Меня, чтобы Я был сравним с ним? - скажет Святой».

Подведём итог. Всё, что мы можем найти в созданном, не имеет никакого отношения к Создателю – ни недостатки, ни совершенство, и только Он один обладает истинным совершенством, в котором невозможен никакой недостаток. Он непостижим для нас, и ничто в нашей природе не имеет отношения к сущности Его. Однако, желая создать создания, управлять ими, дать им от добра своего и послать благословение, открыть им нечто из славы своей, вознесённой над любым восхвалением, дабы они насладились светом Его, Он как будто избрал себе путь и порядок справедливого управления. Это та система управления, проявления которой мы видим и слышим. Всевышний как будто создал способы воздействия и качества управления, чтобы следовать им и вести посредством их всё созданное к избранной Им благой цели. И с тех пор эти качества стали Его качествами, а нарицательные имена – относящимися к Нему, поскольку Он осуществляет всё, хотя это и не является Его неотъемлемым свойством, а исключительно Его желаниями. Их существование зависит только от воли Его, и без них Он мог бы править любым другим способом, и в любой момент может изменить всё по своей воле.

В конечном счёте, власть Его воли – власть абсолютная, и нет для неё никаких препятствий[4] во все времена, и я уже достаточно подробно объяснил это. И так же, как скрыта, непостижима и неизвестна созданным Его сущность[5][12], – так же открыта и доступна слава Его, и Он немного приоткрывается нам через свои деяния. И всё, что постигнут в Нём создания, будет иметь отношение только к свершениям Его и ни к чему другому.

И ещё знай, что даже дела Его, постижимые для нас, постижимы только в их проявлениях, т.е. мы можем понять результат, а не способ действия, не то, как Он, благословенный, вершит их. Ведь всё, что в Нём, – непостижимо, и только то, что в нас, созданных, возможно постичь[6]. И поэтому, хоть мы и относим к Нему какие-то свойства, например, знание, память, мысль, жалость, гнев, желание, – не имеется в виду, что знание Его подобно нашему, а память – нашей памяти и т.д. Напротив, качества эти действуют непостижимым для нас образом, хотя и доходят до нас в том виде, в котором Он хочет. И даже действия, имеющие отношение к несовершенству мира, не производятся таким путём, каким делал бы это человек. Он просто скажет – и будет так, способом скрытым и недоступным, а нас достигнет действие в том виде, в котором достигнет. Выучим мы это из голоса Всевышнего, звучавшего в шатре завета, как сказали мудрецы (Торат Коаним, Ваикра, Дибура де-нидова, 2:10): ««Голос Всевышнего сильный» - и несмотря на это, Моше слышит, а весь Израиль не слышит». И это потому, что Благословенный всесилен, и может сделать всё, что хочет, и никакой закон не ограничит Его, и никакая граница не помешает Ему. Следовательно, невозможно приравнять деяния Его к действиям созданных, так как они ограничены, а Он, благословенно имя Его, всемогущ абсолютно…

– 80 –

… И ещё обрати внимание на то, что тело разделено на органы и части, у каждой из которых своё предназначение. Глаз видит, а не слышит, а ухо слышит и не видит. Не такова душа – хотя она и включает в себя все силы, она не разделена, подобно телу, на органы, в любой из её частей – вся душа[7], и это известно. Теперь посмотри, как замечательно эта разница между душой и телом вытекает из сделанной нами предпосылки о том, что тело создано в сокрытии лица, а душа – в его освещении. Увидь нечто очень важное. Ты уже слышала, что совершенство цельно, поскольку к истинному совершенству не могут иметь отношения понятия вроде «более» или «менее». Но когда Всевышний не хочет действовать в Своём совершенстве, есть у него разные пути, чтобы наградить или наказать человека. И поскольку хотела высшая мудрость в самом созданном показать пути и порядок создания, то творя в сокрытии лица, сотворила создание, включающее многообразие органов и частей, так же, как многообразны пути такого способа творения. И каждый из органов соответствует конкретному закону, проявляемому Всевышним при таком способе творения. Об этом, как уже упоминалось выше, сказано: «Сделаем человека по образу нашему и подобно нам», – т.е. когда Всевышний действует сообразно нам, можно различить во всех Его делах те качества, которые мы различаем в образе человека. Например: глазу человека соответствует око Всевышнего, с помощью которого Всевышний наблюдает за всеми обитателями земли, дабы судить дела их. Как сказано (Берейшит 8:21): «Спущусь и посмотрю», и выучили отсюда мудрецы (Сангедрин 6:2), что судья судит только на основании того, что может увидеть его глаз. Ухо человека соответствует тому, что Всевышний слушает молитвы и восхваления, произносимые людьми, как написано (Шмот 2:24): «И услышал Всесильный их крик». И сказали мудрецы (Авот 2:1): «Знай, что есть над тобой глаз видящий и ухо слышащее». Есть у человека уста – соответственно устам Всевышнего, которыми Он говорит в видениях пророков и доносит великолепие своего голоса до могучих ангелов, исполняющих Его слова. И так любую часть тела можно объяснить соответственно качествам, в которых Творец проявляется по отношению к созданным. И в теле человека есть правая и левая сторона, за счёт удвоения большинства органов: два глаза, два уха, две руки, две ноги. Так и качества Всевышнего двойственны: то милость, то наказание; справа – заслуга, слева – обязанность. Это и есть путь, избранный Всевышним после того, как Он ограничил совершенство, приравнивающее всё к добру[8]. И как органы человека различаются по своей функции, так и все события, происходящие с человеком в период сокрытия, различаются в зависимости от тех причин, которые вызывают их к жизни, то, что мы видим день за днём.

А вот власть совершенства едина – вести всех, имеющих недостатки, к их восполнению, и оно не разделяется само по себе[9], а одинаково восполняет всех нуждающихся в совершенстве. И то же касается души, созданной в свете совершенства Всевышнего. И знай, что это намерение – возвысить и душу и дать ей власть над телом, дабы очистить его – имеет своей целью вызвать ответное действие со стороны Творца, – чтобы и Он ответил той же мерой, открыв Своё совершенство и исправив все недостатки мира. Тело же, когда оно властвует над человеком, должно быть готово к расплате. Поскольку в такой ситуации и Всевышний скроет Своё совершенство, оставив мир и человека под властью колеса, оборачивающегося то так, то иначе, как всё преходящее, которому время приносит то одно, то другое. Поэтому есть в теле всё, чему следует быть в колесе, которое вращается в мире, когда совершенство скрыто, для того, чтобы, возобладав над душой, тело навлекло на себя всё выше сказанное[10]. А в душе, напротив, есть всё, что необходимо для совершенства, т.е. способность восполнить все недостатки, дабы пробудить аналогичное влияние сверху, если только удостоится этого человек и увенчает её царским венцом[11], подчиняясь только душе, её мудрости и её закону, который есть само добро.

Это[12] великолепно объяснено в мидраше Рашби (Зоар, Пинхас 257:2): «Нужно знать, что Он называется мудрым всеми видами мудрости». Кроме того, что учат здесь знающие истину (каббалу) своими святыми путями, из простого смысла этого высказывания мы выучим то, что объяснили ранее, то есть что у Творца много нарицательных имён, но они не соответствуют Его сущности, поскольку конкретными именами возможно назвать только Его проявления в создании, а не Его самого. Следовательно, все качества Творца, упомянутые нами ранее, отражают не сущность Его, а проявления в созданном, и об этом сказано (там же): «Во имя созданий, которые создаст в будущем». И это очевидно, поскольку не имеется в виду, что нечто обновится в самом Творце – в Нём не может быть никаких изменений, и с самого начала Он мог создать всё[13]! И качества всегда относятся к созданным, а не к Нему самому, и далее сказано: «Подобно этому создал душу» – т.е. сущность души отражает совершенство Творца, которым она была создана. «Также Господин мира... все имена Его - виды сфирот[14], и как у Господина мира нет имени... и также нет его у души». И ты должна очень внимательно изучить это, чтобы ясно понять сущность тела и души и всё связанное с этим. Всевышнему, в его совершенстве, нельзя приписать какое-либо имя или эпитет, совершенство Его недоступно для нас, и мы не можем назвать по имени непостижимое. Ведь имя определяет его носителя, а мы не можем определить то, что нам неизвестно. И хотя мы постигаем отдельные качества славы Всевышнего – Милосердие, Власть, Силу, Правосудие, Гнев и т.д., – все они постигаются нами через Его действия, в отличие от пророков, которые постигали те же качества в корне, предвидя их следствия[15], благодаря тому, что Он, благословенный, давал им это постичь. И в соответствии с качествами славы Его, которые мы постигаем, называем мы Его именами: Милосердный, Властелин, Сильный, Судья и т.п. И несмотря на то, что Он, благословенный, ничем не ограничен, качества, существующие по воле Его, существуют в угодных Ему пределах. И поэтому одно качество называется милосердием, а другое – властью, одно – силой, а другое – любовью, и так далее. И милосердие – это только милосердие, а власть – это только власть. И милосердие, и власть существуют только в тех пределах, которые были угодны Ему, благословен Он, и так же все остальные качества. И не подумай, что совершенный Создатель наделён этими силами в их границах! Всё это существует исключительно по воле Его, и Он может изменить это в любой момент. Более того, не может быть никаких границ Его совершенства. Просто, когда Он желает действовать в рамках этих качеств, мы относим к нему соответствующие имена. И когда мы скажем, что Он – милосердный, это не значит, что такова Его сущность, как если бы речь шла о человеке, для которого быть милосердным – свойство души. О Творце ни в коем случае нельзя думать, что Его качества проявляют Его сущность хотя бы в каком-то смысле. Сущность Творца непознаваема абсолютно. И когда назовут Его милосердным – значит, что воля Его проявится в рамках одного качества, имя которому милосердие, и качество это не отражает сущность Его, а существует по отношению к созданным, соразмерно им. Однако поскольку Он пожелал проявить это качество и придерживается этого пути, называем мы Его этим именем - Милосердный. Сущность же Его, простая и совершенная, несомненно, выходит за пределы всех этих понятий. И мы обязаны верить в это полной верой[16]

  1. Действия человека проистекают из его природы и качеств и инициируются ими. А Всевышний действует по своему желанию, которое совершенно не ограничено и необязательно. Так же и возможности Его неограниченны, и Он может действовать многими путями и бесконечным количеством способов (смотри прим.[18]). И он избрал по желанию своему эти пути, таким образом и в таком масштабе, который установил и открыл нам: «…Всё это явления, вызванные к жизни Его желанием творить сообразно созданным. Поэтому в сфирот нам открывается это желание и то, что избрал эти способы правления. Это и есть сфирот и качества Его, поскольку Он избрал их и действует сообразно им, и этими путями хочет открыться нам, в соответствии с нашей способностью постигать. И обрати внимание на следующий абзац, в конце которого сказано: «качества стали Его качествами, а нарицательные имена – относящимися к Нему, поскольку Он осуществляет всё, хотя это и не является Его неотъемлемым свойством, а исключительно Его желаниями». И смотри далее, в п.80: «И когда назовут Его Милосердным – значит, воля Его проявляется в рамках одного качества, имя которому милосердие, и качество это не отражает сущность Его, а существует по отношению к созданным и соразмерно им. Однако поскольку Он пожелал проявить это качество и придерживается этого пути, называем мы Его этим именем – милосердный». Смотри там объяснение этой глубокой идеи.
  2. Смотри п.36, прим. 18.
  3. Добро и совершенство, излитые на Творение, находятся в размерах и границах, которые созданы Всевышним в соответствии с уровнем и потребностью творений, которые Он пожелал создать. Поэтому всё, что мы можем сказать о совершенстве и добре, – всё это является недостатком по отношению к совершенству Всевышнего, который совершенен абсолютным совершенством, без размера и границ, и поэтому непостижим для нас совершенно.
  4. Поскольку все формы правления и качества Его зависят от Его желания, власть Его над ними абсолютна, и Он не связан ими, как объяснено ранее, в предыдущем абзаце.
  5. [12] Согласно писанию (Йешаягу 45:16): «Хотя Ты скрываешься, Всесильный, Б-г Израиля, спасаешь (Ты)…», и сравни это с объяснением учеников рабейну Йоны (Брахот, конец п.4): «Несмотря на то, что Ты скрываешься, Ты – Всесильный, Б-г Израиля, который совершил для них множество чудес. И в избавлении (посланном Тобой Израилю) видят Тебя сыны человеческие, Ты открываешься им, и они узнают Тебя» - только со стороны дел мы знаем Всевышнего.
  6. Мы не можем постичь, каким образом Он совершает свои действия, мы постигаем только то, как эти действия воспринимаются нами.
  7. Принципиальное свойство материи – быть соединённой из разных частей, и количество является её характеристикой. Это указывает на недостаток материи и на то, что источник её в сокрытии лица. Душа же проста (т.е. однородна, континуальна – пер.), она не является соединением частей, поддающихся исчислению. Это качество, т.е. единство, не делимое на части, указывает на её совершенство и на то, что источник её – освещение лица. Далее объясняется, что это различие между душой и телом – единство (души) и составное устройство (тела) аналогично разнице между образами правления совершенства и правления правосудия, см. также объяснение в следующем примечании.
  8. Действие правления совершенства одно – восполнить все недостатки и излить на всё совершенное добро, даже когда объекты влияния (получатели) не достойны этого, как объяснено далее. А вот в правлении сокрытия лица можно различить множество образов действия (видов влияния), в соответствии с состоянием объектов влияния.
  9. Не разделятся на различные образы правления.
  10. Многообразие органов тела аналогично образам правления (видам влияния) при сокрытии лица, которые включают в себе множество различных видов влияния, в соответствии с множеством возможных недостатков человека во всём многообразии и широте их спектра.
  11. У души есть все свойства, необходимые для восполнения тела, и когда душа властвует над телом, она в соответствии с этим пробуждает в высотах влияние совершенства, которое восполнит все недостатки мира.
  12. Душа подобна качеству совершенства Всевышнего, и её отношение к телу подобно отношению совершенства Всевышнего к другим видам влияния, действующим в зависимости от состояния созданных.
  13. Поскольку всегда была у Всевышнего возможность создать Творение и все механизмы влияния на него, то, по сути, ещё до сотворения мира Всевышнему принадлежали все нарицательные имена (Милосердный, Добрый, Судья и т.д.), характеризующие Его влияние на созданных, и только нам они открылись посредством Творения. Поэтому: «Господин мира, который царствовал ещё до того, как были сотворены все создания». Его царствование не зависит от внешних факторов, т.е. от мира, над которым Он царствует. Ведь всегда в Его силах создать царство и властвовать над ним, таким образом, царствование Его зависит только от Него. Вместе с тем все нарицательные имена говорят только о Его отношении к творению, которое Он может создать – «во имя созданий, которым предстоит быть сотворенными» (это отношение также является тем открытием, которое дал нам Всевышний самим актом творения, ведь мы не можем постичь то, что выше творения, как объяснено в п.116, прим. 202).
  14. Подобно сфирот. См. «Райя Мгемна», где объясняется, что Святой, благословен Он, непостижимый для нас в своей сути, наполняет сфирот, формирует их и управляет ими – как душа, суть которой нам неизвестна, наполняет тело, оживляет его и управляет им. И посредством сфирот, т.е. образов правления, которые мы различаем в Его воздействии на Творение, мы «знаем» Его и называем Его нарицательными именами. Подобным образом мы «знаем» душу в соответствии с тем, как она инициирует и управляет телом, как будет объяснено далее.
  15. Пророки видят духовные корни событий, то есть разные качества Всевышнего, и посредством этого им известны заранее события, которые произрастут на этих корнях, как объяснено далее в п.190, мы же постигаем качества постфактум, из уже произошедших событий.
  16. П. 46, см. прим. 70.

http://www.beerot.ru/?p=12552