Вопрос о том, что для нас является исполнением заповеди «Выйти из Египта». Эту заповедь мы получили на горе Синай. Она одноразовая. Следовательно, до сих пор, раз она осталась, мы ее не выполнили, даже Моше рабейну и цари, и т. д. Так как, если бы мы ее выполнили, у нас ее не было бы…
Буду признателен за ответ,
Давид.
Уважаемый Давид,
Вы задали очень интересный вопрос. Действительно, написано, что каждый еврей, даже живущий в наше время, через тридцать три века после Египетских событий, должен видеть себя, как будто он сам вышел из Египта.
Однако, это завет мудрецов не является констатацией исторического факта. Ведь написано «как будто» он вышел из Египта — фактически, еврейский народ вместе с Моисеем вышел из Египта. После сорока лет в пустыне, этот народ завоевал землю Израиля, и поселился в ней.
Поэтому сегодня у нас нет заповеди выходить из Египта в прямом смысле. На горе Синай была получена заповедь помнить и рассказывать об исходе из Египта. (Это повеление упоминается в стихе Шмот 13:8: «скажи сыну своему в тот день так: ’это ради того, что сделал со мною Г-сподь при выходе моем из Египта’».) В книге «Хинух» это двадцать первая заповедь.
Заповедь рассказывать об исходе из Египта мы выполняем в праздник Песах в ночь на 15-ое Ниссана. «Хинух» приводит, что смысл этой заповеди — помнить великие чудеса, которые Всевышний совершил для нас при исходе из Египта.
Есть также заповедь упоминать исход из Египта каждый день и каждую ночь. См. Рамбам («Крият шма», 1:3).
В чем же тогда смысл «видеть себя вышедшим из Египта»? Одно из объяснений заключается в том, что каждый человек находится в своем личном изгнании. Он находится во власти своего дурного начала, которое не дает ему поступать так, как того требует его душа. В святой праздник Песах мы стараемся преодолеть то, что мешает нам жить в соответствии с истиной.
Кроме этого, так как наша вера во многом основана на том, что Всевышний вывел наш народ из египетского рабства, мы должны не просто вспомнить и понять, а всем сердцем почувствовать радость избавления.
С уважением,
Берл Набутовский