Уважаемый рав Игаль, объясните, пожалуйста:
Мы говорим после чтения Шма утром фразу:
הוּא קַיָּם וּשְׁמו קַיָּם (Он существует, и Его Имя существует). Он существует, так зачем говорить что Его Имя существует?
Спасибо,
Ицхак
Дорогой Ицхак! Вы задали очень хороший вопрос! Однако, я могу на него ответить только вкратце.
«Его Имя существует» (שְׁמו קַיָּם) – смысл этого следующий: истинность бытия Всевышнего самого по себе непостижима, неописуема и не может быть названа никаким именем (определением). Имена Всевышнего – это то, как Бесконечный и Непостижимый раскрывается нам. Раскрытие Всевышнего в этом мире может быть цельным, а может быть очень скрытым. Сказали наши мудрецы, что пока есть Амалек (квинтэссенция зла), ни Имя Всевышнего, и ни Его Трон (т.е. Его правление как Царя) не являются цельными. Когда мы говорим «Его Имя существует» это означает, в частности, что даже при самом страшном сокрытии Лика Творца – то, что бытие Всевышнего является обязательным (т.е. без Него невозможно ничего) постигаемо человеком. Однако все наше служение, все наши молитвы, вся изучаемая нами Тора – смысл их – всеобъемлющее раскрытие Имени Творца в Творении, и тогда Он будет Единым (т.е. все Творение постигнет Его единство) и Имя Единым (на уровне нашего понимания – это означает, что все Творение раскроет Его волю).
Желаю Вам удостоиться истинного труда над Торой и знания Его Имени.
Игаль Полищук