Шолом, Рав Реувен.
Спасибо за уроки, просвещение, спасибо за то, что дарите минуты и часы своей жизни на обучение. Терпения Вам.
Простите мне мое невежество, но я пытаюсь заново изучать культуру своего народа. Скажите, пожалуйста, зачем иудеям кипа? Есть ли определенные правила ношения, дни, цветовое значение?
Очень буду признателен.
Всего Вам доброго.
Каково предназначение кипы?
Кипа служит для покрытия головы. С точки зрения еврейского закона, нет никакой важности в том, чтобы покрывать голову именно кипой. Для этой цели можно пользоваться любым предметом – шапкой, кепкой, шляпой и даже капюшоном и шарфом. Многие евреи покрывают голову кипой из чисто практических соображений: поскольку она обычно сделана из легкого материала, ей удобней пользоваться для постоянного покрытия головы. Поэтому, чтобы ответить на вопрос «зачем иудеям кипа?», попробуем разобрать вопрос: для чего вообще необходимо евреям покрывать голову.
Для чего вообще евреям покрывать голову?
Вопрос «для чего вообще евреям покрывать голову?» делится на две основные темы: покрывание головы во время изучения Торы и благословений, и покрывание головы на протяжении всего дня. Разберем каждую отдельно.
Покрытие головы во время изучения Торы и благословений
В трактате Софрим (14:15) приводится, что запрещено еврею упоминать Имя Творца с непокрытой головой (из-за почета к святому Имени). Основываясь на этих словах, Шульхан Арух пишет: «Есть такие (законодатели), которые считают, что запрещено упоминать имя Творца с непокрытой головой, а есть такие, которые считают, что следует не давать войти в синагогу еврею, у которого голова непокрыта».
Покрытие головы на протяжении всего дня
Тора не обязывает еврея ходить с покрытой головой на протяжении дня, и нет на это постановления мудрецов. Из приведенного в Талмуде видно, что в древние времена покрытие головы было уделом особенно праведных людей, поскольку оно приводит к особой Б-гобоязненности. В трактате Шаббат (155б) приводится, что предсказали матери рава Нахмана бар Ицхака, что ее сын будет вором. Чтобы этого не произошло, она следила за своим сыном, чтобы его голова была всегда покрыта. «Покрывай свою голову, чтобы на тебе был страх твоего Создателя», – говорила она своему сыну. Благодаря этому рав Нахман бар Ицхак избежал участи, которую ему предсказали. А в другом месте в трактате Шаббат (118б) приводится, что одна из основных вещей, которых остерегался в своей жизни великий мудрец Талмуда рав Уна сын рава Йеошуа – не пройти (даже) четырех амот (примерно два метра) без головного убора. Из-за того, что головной убор приводит еврея к дополнительной Б-гобоязненности, в еврейском народе распространился обычай постоянно ходить с головным убором. Каждый еврей обязан следовать обычаям нашего народа, и поэтому постанавливает Шульхан Арух: «Да не пройдет (еврей) четырех амот с непокрытой головой». Однако если еврей находится среди неевреев и не может найти работу из-за своего желания оставаться также на работе в кипе, либо потеряет из-за этого работу, рав Моше Файнштейн («Игрот Моше», Орах Хаим, 4:2) разрешает ему находиться на работе с непокрытой головой.
Величина кипы
Рав Моше Файнштейн («Игрот Моше», Орах Хаим, 1:1) пишет, что достаточно, чтобы у кипы был такой размер, благодаря которому голова будет считаться покрытой.
Дни и цветовое значение кип
В головном уборе еврей должен ходить все дни недели. С точки зрения алахи, нет никакого значения у цвета кипы.