Добрый день, хотелось бы задать вопрос.
В своих ответах вы говорите, что враги приходят и уходят, а мы продолжаем существовать. Но враги, пока они уйдут, убивают много людей (например, фараон, царь Ахав, Нимрод, Эсав, Германия устроила Холокост, крестовые походы или диктаторы, или просто убийцы и т.д.). Почему это так происходит?
Вы говорите, рав, что Творцу не нужны роботы, что нужно выбирать?
А что плохого в добрых, любящих роботах, которые делают добро и не делают зла?
Что хорошего в том, что злодей делает зло и его рука или еще что-то не отваливается/отсыхает тут же на месте?
Ведь это было бы прекрасно и все бы понимали, что делать зло не нужно?
Встречаешь, например, человека без языка или руки, и все понятно… Наоборот, злодей с удовольствием и цинизмом продолжает делать зло. Наслаждаясь безнаказанностью, и поверьте, что большинство из них рассуждения о будущем мире не слишком трогают.
С уважением, Александр
С Б-жьей помощью!
Дорогой Александр!
Вы задаете очень правильный вопрос! Это даже больше, чем вопрос – это большая боль! Настоящий ответ на этот вопрос очень трудно написать коротко. Дам полезный совет: есть замечательная книга Рамхаля «Даат Твунот» (она есть и в русском переводе), и в ней есть ответы на все Ваши вопросы. Очень советую изучить (не просмотреть, а изучить!) ее вместе с комментарием рава Хаима Фридлендера (приведен в русском издании).
Очень кратко, с Б-жьей помощью, постараюсь ответить на Ваши вопросы:
замысел Творца – нести максимальное, цельное и бесконечное добро своим творениям, цельность же добра требует, чтобы оно было заслужено тем, кто его получает. Все создание зла Всевышним, испытаний, соблазнов – смысл их в том, чтобы человек свободно выбирал, и выбрал добро – следовать воле Творца, несмотря на все соблазны, собственное дурное начало и видимое торжество сил зла вокруг. Наши души спущены в этот мир (в наши дни – это, как правило, не первый раз), чтобы мы выбрали добро и исправили собственные грехи в предыдущих перевоплощениях души, а в целом, чтобы все человечество исправило величайший грех Адама и Хавы.
Есть исправление выбором добра, однако есть и другое исправление – полное изживание зла из нас самих, которое происходит посредством наказания, и, в частности, смертью. Человек, умирающий и наказуемый, после смерти постигает справедливость наказания, и цельность и истинное единство Творца, ведущего все Творение к цельному и окончательному исправлению, когда все зло сгинет и воцарится Всевышний, несущий цельное добро Творению. Частично этого добра удостоятся выбором добра, Торой и добрыми делами, частично – искуплением грехов смертью и наказаниями и в этом мире, и в мире Грядущем.
Всесильность Творца и Его сокровенное желание нести добро раскроется полноценно, и все мы постигнем, что все происходящее в мире зло станет источником величайшего добра.
Есть в святой книге Зоар комментарий на главу Ки Таво – в главе этой приводятся страшнейшие проклятья нашему народу, если, не дай Б-г, мы отходим от Торы. Книга Зоар пишет, что именно в этой главе заключено величайшее добро, которым воздает нам Всевышний.
Рамхаль во многих книгах приводит общее правило, что суть этого Творения, в частности, наша функция в нем – это обращение зла в добро.
Это наша величайшая обязанность, наша величайшая заслуга и это наше величайшее вознаграждение!
Еще хочу добавить, что цельно понять замысел Творца во всем Творении всех миров нам недоступно, но то, что мы можем понять – что Всевышний создал человека, чтобы он удостоился максимально цельного и бесконечного добра – этого никак не смогут удостоиться добрые и любящие роботы, а удостоится, например, наш великий учитель, большой мудрец и праведник, рав Ицхак Зильбер, именно в силу перенесенных им испытаний. Этого можем удостоиться и мы, выбирая добро и следуя пути Творца, каждый в рамках того места в жизни и выбора, в которые нас поместил Всевышний… и гораздо лучше удостоиться этого выбором добра даже в тяжелых испытаниях, а не тяжкими наказаниями.
Искренне желаю Вам – выберите добро и жизнь!
Игаль Полищук
П.С.: тем не менее, чрезвычайно важно изучить (по крайней мере, внимательно прочитать) книгу Даат Твунот!