Идолы современного сознания

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1928

Шалом, уважаемые равы, огромная благодарность за сайт, за то святое дело, которым вы занимаетесь.

У меня возник следующий вопрос. Пишет рав Ицхак бен Моше Арама: «И в том числе великое идолослужение, ныне чрезвычайно распространенное в мире, и это: сосредоточение всех мыслей и усилий на том, чтобы преуспеть в делах и нажить побольше денег. Деньги стали для людей могучими богами, в которых они верят, на которых полагаются. И ради поклонения им они отрекаются от Вышнего Б-га и оставляют Тору Его, и лежит она, заброшенная, в глухом углу».

А вот слова Франца Розенцвейга: «Имена меняются, а многобожие все то же. Культура и цивилизация, народ и государственность, нация и раса, искусство и наука, экономика и классы – вот тебе беглый, безусловно, неполный обзор пантеона современных идолов. Кто станет отрицать существование этих богов? Никогда никакой служитель идолов не поклонялся своему божку с большим рвением, с большей верою, чем поклоняется наш современник вышеупомянутым богам… И поэтому в человеческом сердце все еще продолжается борьба между служением Единому и служению многим, и неизвестно, чем эта борьба закончится».

Выходит, многие считающие себя монотеистами, на самом деле являются закоренелыми идолопоклонниками! И как тогда понимать слова Талмуда (трактат Йома, 69б) о том, что злое начало сегодня не побуждает к идолопоклонству? Если возможно, дайте определение этому многогранному и чрезвычайно важному понятию «идолослужение», ведь сказано, что «отрицающий идолопоклонство равен признающему все заповеди Торы» (Недарим 25а; Кидушин 40а)!

Руслан


Уважаемый Руслан!

Мудрецы Талмуда говорили об идолопоклонстве в прямом смысле слова: о поклонении и служении всевозможным божествам. Тора определяет четыре вида действий, которые преследуются в качестве служения идолам: принесение им жертвоприношений, возлияние вина в их честь, падение ниц перед идолом и любое служение способом, принятым в культе данного идола.

Совершенно очевидно, что в сегодняшнем мире во многих местах это явление гораздо менее распространено, чем раньше. Причиной является отмена влечения к идолопоклонству мудрецами.

Поклонение деньгам, о котором говорится в книге «Акедат Ицхак», имеет тот же духовный корень, что и настоящее идолопоклонство. Тем не менее, это совершенно другое явление. С точки зрения еврейского закона есть принципиальная разница между настоящим идолопоклонством, за которое полагается смертная казнь, и погоней за богатством, которое как таковое не входит в компетенцию суда. Такое «идолопоклонство» касается работы над личными качествами и мировоззрением человека.

С уважением, рав Берл Набутовский

Дополнение от рава Игаля Полищука. Объясним вкратце, почему же это явление именуется идолопоклонством. Полноценное служение Творцу подразумевает знание, что есть лишь одна абсолютная истина – Творец и Его Воля, которая раскрывается в Торе. Воля эта определяет нашу жизнь 24 часа в сутки. Для человека, истинно служащего Творцу, это наставление является единственной движущей силой. А если в сознании человека есть другие, не связанные напрямую с Творцом, ценности, и они побуждают его к всевозможным действиям? Не будучи идолопоклонством по букве закона, такая жизненная позиция по своему внутреннему содержанию весьма близка к этому.

http://www.beerot.ru/?p=18109