Какое удовольствие от Будущего Мира сможет получать душа, лишенная тела?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

4712
Какое удовольствие

Добрый день.

Я давно соблюдаю заповеди, замужем, и у меня есть мама, которая пока далека от соблюдения. Мне бывает трудно объяснить ей некоторые вещи, например, в чём суть Грядущего Мира. Она задает вопросы вроде «что, после смерти я буду облачком, которое плавает по небосклону?» или «зачем мне нужен этот Будущий мир, если у меня не будет тела, и я не смогу ничего делать?»…

Подскажите, пожалуйста, как объяснить маме, что такое Будущий мир, и какое удовольствие или награду может получать человек, когда он лишён тела. Если можно, подскажите письменные источники на русском языке с описанием Грядущего мира.

Большое спасибо!


Уважаемая …!

Во-первых, хочу сказать Вам, что споры и доводы редко убеждают пожилых родителей, которые давно свыклись со своими взглядами и мировоззрением. Зачастую их не слишком-то интересуют идеи их детей. Думаю, что, наблюдая Ваш образ жизни, то, как вы воспитываете своих детей, как они учатся, как они уважают родителей, Ваша мама может действительно оценить Вашу веру. Это поможет ей гораздо больше, чем изучение «Кузари», «Ховот а-Левавот», «Даат твунот» и ещё дюжины книг по еврейскому мировоззрению.

Конечно, если речь действительно заходит об основах веры, надо в первую очередь упомянуть три факта:

  1. Мир несомненно был создан Творцом.
  2. Еврейский народ получил Тору на горе Синай, и всё, что написано в Торе является истиной.
  3. У человека есть бессмертная душа, которая переживает его тело и будет существовать вечно.

В рамках этого ответа мы не можем вдаваться в доказательства этих принципов, но весь вопрос о жизни души после смерти зиждется на их принятии. Если Вашу маму действительно интересуют ответы на вопросы, связанные с душой, то нужно начать обсуждение с этих основ.

Теперь перейдём к Вашему конкретному вопросу.

Вы просите прислать Вам «описание» грядущего мира. Боюсь, что описания как такового не существует. Мудрецы сказали нам «глаз не видел его», то есть, грядущий мир — это нечто, что невозможно представить себе, и, следовательно, невозможно описать. Однако, можно, по крайней мере в какой-то степени, понять его смысл.

Вашу маму смущает то, что она не понимает, что такое душа, и для чего она будет существовать вечно. Мудрецы говорят нам, что Всевышний создал мир для того, чтобы сделать нам добро. Это добро заключается в том, что наша душа будет получать вечное наслаждение. Следовательно, цель существования души — получать это наслаждение.

Но это пока не помогает Вашей маме, так как она не знает, что такое душа, и не вполне уверена, что душа вообще существует. Тем более, она не понимает, каким образом душа может получать какое-то наслаждение.

(Скорее всего, ей также мешают виденные ею когда-то изображения крылатых существ, которые сидят на облаке и играют на арфе. Вспоминая о том, как в детстве её заставляли играть на фортепиано, ваша мама говорит: «я лучше буду гореть в аду, чем целыми днями мучиться с музыкальными инструментами, да ещё на сквозняке».)

Очень трудно или невозможно дать чёткое определение душе, которая в принципе не вписывается в рамки нашего мира, и поэтому научным определениям не подлежит. Однако, если немножко вдуматься в этот вопрос, нетрудно увидеть, что душа существует, и что её проявления несложно наблюдать.

Если бы человек действительно был умной обезьяной, как утверждает наука, откуда бы у него взялось стремление к правде, к красоте, к справедливости? Почему люди готовы жертвовать жизнью в борьбе за идеалы? Почему люди стремятся к знаниям, даже если от этих знаний у них нет никакой практической пользы? Откуда берётся потребность в самовыражении?

Всё это объясняется тем, что у людей есть душа. Эта душа находится в постоянном конфликте с материальным телом. Большинство людей начинает испытывать этот конфликт особенно остро где-то в районе переходного возраста. Но потом телу удаётся одержать решительную победу над душой. Тогда, вместо поисков смысла жизни, человек удовлетворяется парой бутылок пива и футболом по телевизору. (Или, в более утончённом варианте, бутербродом с икрой и оперой.) Но некоторые люди, известные как «праведники», не дают телу возобладать над собой, и всю жизнь заняты поисками духовного.

(К этому надо добавить, что никому не удаётся полностью заглушить голос своей души. У каждого человека есть возможность стать более духовным. В наше время это можно наблюдать невооружённым глазом. Сегодня существует огромное множество баалей тшува — людей, которые стали искать истину и духовность зачастую после того, как они многие годы были полностью погружены в материальное.)

В любом случае, даже тот, кто уже многие годы проводит за телевизором с бутылкой пива в руке, понимает, что существуют также и духовные удовольствия. Даже тот, кто не любит читать, понимает, что люди получают удовольствие от хорошей книги. Тот, кто ничего не понимает в музыке, знает, что есть люди, которые готовы заплатить любые деньги за билет на музыкальный концерт.

Можете привести своей маме такие примеры:

Учёный, который совершает научное открытие, испытывает гораздо большее наслаждение, чем можно получить даже от самого лучшего пива или от обеда в самом дорогом ресторане.

Музыкант, который пишет шедевр, несомненно получает большее наслаждение, чем тот, кому делают даже самый приятный в мире массаж.

Теперь давайте представим себе учёного, или инженера или врача, которые воистину любят свою работу. Они спят не больше пяти часов в сутки, чтобы больше успеть. Их обед — это засунутый за щёку во время работы бутерброд. Для них отпуск — это самое тяжёлое время. Уже на второй день отдыха они начинают мечтать о дне, когда смогут вернуться на работу.

Вам наверняка знакомы такие люди. Эти люди предпочитают духовные наслаждения физическим. Очевидно, что духовная жизнь шире, глубже и ярче материальной жизни. Также очевидно, что материя накладывает определённые ограничения на духовную жизнь. В грядущем мире этих ограничений не существует. Душа свободна познавать и наслаждаться познанием безгранично. Это можно проиллюстрировать продолжением нашего примера. 

Давайте представим себе, что у нашего учёного нет никакой необходимости есть, спать и отдыхать. Он может посвятить себя работе 24 часа в сутки в самом прямом смысле слова. Кроме того, его никогда не отвлекают посторонние мысли. Его ребёнок не остался на второй год. Его жена не требует, чтобы он починил стиральную машину. Ему не надо беспокоиться о больной маме, которая опять попала в больницу с воспалением легких.

Его также не беспокоит собственное тело. Ему не надо выбегать на улицу курить. У него не болит голова и не ноет поясница. Ему не надо опять идти к глазному врачу за рецептом на более сильные очки. У него нет дырки в зубе. Ничего, абсолютно ничего не мешает ему заниматься любимым делом.

Теперь попробуем представить себе, что он занимается не математикой и не программированием. Он познаёт то, для чего была создана его душа. Ещё точнее, его душа познаёт тот источник, из которого она сама появилась. Представьте себе то наслаждение, которое он будет получать от своего любимого занятия!

Рамхаль пишет в книге «Месилат Йешарим»: ’Душа не находит никакого удовлетворения во всех наслаждениях этого мира. Сказали наши мудрецы (Коэлет Раба 6): «"...а душа не насыщается" (Коэлет 6:7), – с чем это можно сравнить? Простолюдин женился на царской дочери. Даже если он даст ей все, что есть в мире, это ничего не стоит в ее глазах [не утешает ее], ведь она – дочь царя!» Так и душа, – если даже дашь ей все наслаждения мира, это ничто для нее’.

Это означает, что душа ищет духовных наслаждений. После того, как она попадает в Грядущий Мир, исчезают преграды, которые мешают ей получать самое большое духовное наслаждение — познание единства Всевышнего.

Ниже привожу несколько отрывков (24, 124, 146) из книги Рамхаля «Даат твунот», посвящённых заданному Вами вопросу.

Что есть искомое совершенство, несложно увидеть в Танахе и понять разумом. Суть его проста – причастность человека к святости Всевышнего, благословен Он, и наслаждение постижением славы Творца без каких-либо преград и препятствий. Вот как написано об этом в Танахе: «Тогда насладишься в Господе» (Йешаягу 58:14), «Сядут праведные перед лицом Твоим» (Псалмы 140:14), «Полнота радостей перед Тобой» (Псалмы 16:11). И есть ещё много подобных мест, они на каждом шагу в словах пророков и писаниях, открой книги и увидь. И в словах мудрецов ты увидишь это: «Нет в будущем мире ни еды, ни питья, только праведники, увенчанные коронами, наслаждаются присутствием Всевышнего» (Брахот 17:2). И рассуждая, ты придёшь к тому же. Душа человека — не что иное, как часть самого Всесильного, и всё, к чему она стремится — вернуться к своему источнику и постичь его. Такова природа любого порождённого объекта — стремиться к породившему его, и нет ему покоя, пока не достигнет этого. И хотя, будучи погружены в недостатки, мы не в состоянии прочувствовать, как проявится причастность к Творцу и что такое постижение Его, сами недостатки могут быть поняты нами. Так же как совершенство — причастность к Творцу, так недостатки — удалённость от Него; и любые преграды, стоящие между нами и Ним, благословен Он — это преграды, из-за которых невозможна близость в той степени, в которой она будет возможна после их устранения. Это, собственно, и есть несовершенство, которое мы должны стараться устранить, стремясь к совершенству.

Сущность человека построена в мудрости, бесконечной по глубине. Господь, благословен Он, создал множество великих созданий, одно выше другого, и каждое из них выполняет свою функцию, ничто не создано напрасно, и всё построено на одном фундаменте: то, чего хочет Господь, благословен Он, от человека — чтобы исправил он все недостатки создания и возвышал себя ступень за ступенью, пока не станет причастен к святости Его, благословен Он. И положил Он перед человеком все возможности удаления и их следствия, и все возможности приближения и их следствия, и всё это вещи глубокие и великие, и всему предстоит претерпеть великие превращения, достигнув в конце всеобщего совершенства.

И пожелала воля Всевышнего, чтобы рука человека касалась всего множества вещей, так чтобы все они приводилось в движение его движениями и делами. Это сложные механизмы, подобные шестерёнчатым, в которых зубчатые колёса связаны одно с другим и небольшое колёсико приводит к вращению множество больших колёс. Так Всевышний соединил всё созданное им общими связями, и всех их привязал к человеку, сделав его двигателем, дела которого приводят в движение все остальные. И покрыл это всё кожей и мясом материи так, что глаз не видит ничего, кроме поверхности тела. Однако на самом деле внутри скрыты огромные возможности, созданные Всевышним для миссии и служения, способные возвысить и увеличить святость либо принизить и уменьшить святость, не дай Б-г, во всём многообразии ситуаций. И всё это осуществляется посредством души и всех её частей, которые находятся в теле. Это то, о чём сказал царь Давид (Псалмы 40:6): «Многие чудеса сделал Ты, Господь, Всесильный наш, для нас чудеса Твои и замыслы»; и также сказал (Псалмы 139:14): «Вознесу Тебе благодарность за то, что чудесно устроен я, чудесны деяния Твои, и душа моя это знает». Потому, что тело не постигает эти великие вещи так, как душа, ведь они проявляются в духовности, а не в телесности.

Одна из составляющих этого механизма – зло во всех его проявлениях, и всё это необходимо для первого состояния человека, когда он находится в этом мире. И связано это всё с раскрытием единства Всевышнего, т.е. открытием света из тьмы, когда из первоначального сокрытия лица в конце откроется единство. И пойми, что Всевышний хотел, чтобы единство прояснилось на деле, и это происходит посредством всего круговорота, который Он, благословенный, вращает в мире, как написано (Йешаягу 43:10): «Ради того, чтобы знали и поверили Мне и поняли, что Я – это Б-г...», и также (Дварим 32:39): «Увидите тогда, что Я, Я это…». Поскольку вначале хочет Он провозгласить это на деле, и движет всё вращение колеса к этой точке. А когда это будет достигнуто, т. е. единство прояснится на деле, наступит время приближения и постижения, когда смогут создания приблизиться к Нему, благословен Он, и насладиться раскрытием совершенства единства Его, насладиться святостью и непрерывно постигать совершенство Его, глубже и глубже, безгранично и до бесконечности. [Наградой будущего мира будет наслаждение постижением абсолютности единства Всевышнего, и постижение это углубляется бесконечно.]

Таким образом, мы видим, что существуют два образа действий Всевышнего, благословен Он. Первый образ действий – это то, что будет, когда прояснится единство Его и люди поверят в него по-настоящему. Говоря в общем, это награда и воздаяние, детали которых недоступны нам сейчас, когда мы находимся в наших телах. Одно известно точно: что принцип награды – это наслаждение сиянием святости Его, как сказали мудрецы (Брахот 17:1): «Праведники сидят, увенчанные коронами, и наслаждаются присутствием Творца». И нет сомнений, что это будет включать множество разных наслаждений, ведь даже в нашем мире, который проносится тенью, есть несколько видов удовольствий, которыми наслаждается человек, хотя в основном все эти удовольствия чувственные. Тем более это будет так в мире, сама суть которого — добро. И несмотря на то, что добро будет одного вида — духовным, а именно осмыслением и приближением к Всевышнему, аспектов этого добра будет множество. Это то, что говорил я тебе о влиянии Его, которое создано только ради того, чтобы произвести на свет духовное и святое. Второй образ действий – это то, что делает Всевышний в период, когда истина только раскрывается и её раскрытие ещё не завершено. Это период от начала творения до будущего освобождения, да будет оно скорым, о котором сказано (Захария 14:9): «И будет Всевышний царём на всей земле, в день этот будет Всевышний один и имя Его едино».

Четвёртое состояние — когда Святой, благословен Он, откроется всем созданиям путём знания и постижения. Не с помощью чудес, а тем, что увидят славу Всевышнего и постигнут её своей мудростью и знанием. Об этом сказано (Йешаягу 11:9): «Потому что полна будет земля знанием Б-га, как море водой». И у него же: «Своими глазами увидят Всевышнего, когда Он вернётся в Цион» (52:8), «И откроется слава Всевышнего, и увидит Его всякая плоть, все вместе» (40:5). Тогда не потребуется чудеса и знамения для подтверждения веры. Достаточно будет знания и постижения, так, как это происходит у пророков и ангелов, которые знают Всевышнего. Знание это ясное и истинное, без тени сомнения. Так постиг Всевышнего весь Израиль на горе Синай, как сказано: «Лицом к лицу говорил Всевышний с вами на горе, из огня» (Дварим 5:4), и также сказано: «С небес говорил Я с вами» (Шмот 20:19), «Ради того, что бы услышал народ Мой разговор с тобой, и в тебя поверил навечно» (там же, 19:9). Вера не будет связана с чудесами, ведь в этом случае, если возникает сомнение в чуде, то и вера исчезает. Но будет ясное знание, порождённое видением и постижением, без всякого сомнения.

Вместе с тем, в природе человека заложена возможность возвышения. В соответствии с возвышением его сущности и очищением возвышаются также его способность постигать и знания. Это очевидно.

И это основа пятого состояния – времени возвышений, возвышений сущности человека и его способности постигать. До тех пор, пока правление и власть Всевышнего не раскрылись со всей ясностью знания, хотя бы один раз, на самой первой ступени, – закон этот нельзя считать открытым и власть Создателя не вступила в свою силу. Но если это раскрытие произойдёт однажды — закон откроется. С этого момента и далее будут только дополнение и возвышение.

[Т.е. в начале периода Машиаха. Это четвёртое состояние, когда сразу станут понятны пути правления Всевышнего на протяжении 6 тысяч лет, как объясняется ранее (п.54): «Как только осветятся наши глаза светом знания, будем понимать замысел из самих деяний Его». Это раскрытие называется здесь первой ступенью. Затем человек будет возвышаться, и Всевышний откроет ему более глубокое понимание своих путей, такое понимание, которое в силу своей глубины не может быть увидено и узнано из самих событий: «есть в этих деяниях и глубокая мудрость, в самих деяниях не видимая, та возвышенная часть Его мудрости, которая не проявляется даже в Его делах» (конец п.54). Это – «добавление и возвышение». Бесконечное возвышение в этом постижении – это и есть вечная награда в мире вечности. И так объяснено в «Клалим Ришоним»: «Так как сначала необходимо прояснить истинность единства, это происходит путём сокрытия истины в начале, а когда сама истина прояснится, тогда будет дано душам возвышение за возвышением, в глубоких вещах и величайших открытиях в той самой истине, которая уже прояснилась».

 Это и есть возвышения в награде будущего мира, о которых уже говорилось в п. 88, и см. объяснение этих уровней также в книге «Путь Всевышнего» (2:8:4).]

Возвышения эти станут возможны после того, как произойдёт первое раскрытие, и тогда Всевышний очистит сущность человека, а затем, в соответствии с очищением, ещё больше откроет человеку свою славу и величие.

Вот разделение на уровни, которое установил Всевышний для качества своей справедливости, от начала и до его совершенного восполнения. Сначала она существует в потенциальном состоянии и не реализуется в действии. Затем раскрывается немного, но недостаточно, чтобы называться раскрытой, поскольку все ещё требуется добавить нечто, свидетельствующее о справедливости, а именно чудеса и знамения. Когда справедливость раскрывается через чудеса, она уже открыта, но только с внешней стороны. Есть ещё более полное раскрытие справедливости как таковой, через знание и постижение, когда постижение будет касаться самого Всевышнего. И есть также усиление её раскрытия, добавление в соответствии с возвышением сущности тех, кто должен постигать Его.

С уважением,

Берл Набутовский

http://www.beerot.ru/?p=42828