Как правильно работать над собой?

Дата: | Автор материала: Рав Берл Набутовский

1698
работа над собой

Мир и благословение народу Исраэля!

«Основа существования человека — непрестанная борьба за освобождение от дурных свойств (швират hа-мидот), иначе-зачем жить?» [Эвен Шлема 1:2]

Подскажите, пожалуйста, какие главы книги Теилим читать в процессе работы над собой? Для благотворного изменения своей души, своих глубинных эмоций, для отрыва от болезненной привязанности к этому миру?

Заранее спасибо.


Уважаемый Салим!

Теилим, книга молитв царя Давида — это чрезвычайно святая книга. Чтение её несомненно помогает людям, и открывает для них врата помощи с Небес. Однако, работа над собой требует именно работы, а не каких-то рецептов для скорейшего достижения цели. Работа над собой — это основная работа всей нашей жизни. Именно это то, что утверждает автор книги «Эвен шлейма» в приведённой Вами цитате.

Как осуществляется эта работа?

На эту тему написана обширная литература. Приведём несколько идей, в надежде, что они вдохновят Вас на поиск Вашего собственного пути.

Рав Авраам Йешая Карелиц («Хазон Иш») пишет в своей книге «Вера и упование», человек может улучшить свои качества, усердно исполняя законы Торы. Хазон Иш пишет, что тот, кто изучает Тору и исполняет заповеди во всех их деталях, вынужден постоянно преодолевать свои дурные наклонности — будь то лень, гневливость или склонность к гордыне.

Узнать волю Творца, и подчинить свои желания и интересы Его воле — это путь к исправлению душевных качеств.

Очевидно, что человек не может исправить себя за один день или за один месяц. Этот процесс занимает десятилетия. При этом, у любого человека могут быть срывы, упадки сил, моменты отчаяния. Самое главное — это побороть отчаяние и продолжать преследовать свою цель. Об этом сказано (Мишлей 24:16): «ибо семь раз упадет праведный, но встанет; а нечестивые впадут в беду».

Есть также известное высказывание Раби Нахмана из Бреслава по этому поводу: «в этом мире нет места для отчаяния».

Думаю, что большинство мудрецов Торы согласны с этими словами Раби Нахмана.

Есть люди, которые напрямую стараются, как Вы говорите, «оторваться от болезненной привязанности к этому миру». Они отказываются от материальных удовольствий, уходят в монастыри и там занимаются умерщвлением плоти. Но это не наш путь, и не путь, на котором можно достичь успеха.

Для того, чтобы пошатнуть власть материальных интересов, требуется усиленно преследовать интересы духовные.

Тот, кто не может заснуть из-за того, что его мучает непонятный Рамбам, тот, кто так напряжённо размышлял о противоречии в Талмуде, что забыл пообедать — на верном пути к преодолению своей материальной натуры. Конечно, для того, чтобы духовные вещи приобрели для человека такую значимость, ему вначале требуется вложить в них большие усилия. Тот, кто не научился понимать Талмуд, никогда не сможет найти в нём противоречие. Другими словами, для того, чтобы преодолеть сверхмерную привязанность к этому миру, следует пробудить и усилить в себе духовные интересы и стремления, и посвятить свои усилия духовному миру.

Кроме этого, для того, чтобы преодолеть дурные качества и стать более духовным, очень важно изучать книги по мусару, например, «Месилат йешарим», или «Сефер а-Мидот», написанную р. Яковым из Дубно.

Эти книги помогают обнаружить дурные черты характера и задуматься о том, как избавиться от них. Они также помогают развить в себе хорошее. Однако, совершенно необходимо посвящать немалое время изучению Торы. Усердная работа над Торой — это ключ к исправлению дурных качеств.

Желаю Вам больших успехов в Ваших начинаниях. Очень отрадно видеть человека, который так стремится к духовной жизни.

С уважением,

Берл Набутовский  

http://www.beerot.ru/?p=47215