Кто же такой Сатана?

Дата: | Автор материала: Рав Реувен Куклин

1717

Здравствуйте, рав.

Сегодня прочитал Ваш ответ «Что, Сатана маленький ребенок, что его можно запутать?». Там Вы пишете, что «Сатана – духовная сила». Как-то до этого особенно не задумывался, но Вы пробудили во мне вопрос: а кто же такой Сатана? Если сможете написать об этом, будет очень интересно почитать.

Заранее спасибо, А.


Уважаемый А.!

Значение корня слова «Сатан» (син-тэт-нун) — «обвинять», «взыскивать». Сам Сатан, в соответствии с традицией иудаизма, является ангелом Творца, функция которого — быть обвинителем на Небесном Суде. Это следует из сказанного в книге пророка Зхарьи (3, 1): «И показал Он мне Йеошуа, первосвященника, стоящего пред ангелом Г-сподним, и Сатана, стоящего справа от него, чтобы обвинять его». Так же в книге Иова он проявляет себя как ангел-обвинитель.

Тут важно понять: для какой цели вообще существует необходимость в обвинителе в Небесном Суде, ведь Творцу известно все – как заслуги человека, так и его проступки? Ответ на этот вопрос мы находим в «Статье об основах» («Маамар а-Икарим») Рамхаля. И так они пишет там: «И необходимо знать, что Б-г воистину знает все, и ничего от Него не скрыто… Но Свое управление и суд над миром Он основал не на этом своем знании, но согласно системе правосудия, как пожелал. Эта система подобна законам земного царства, и Он судит в судах, состоящих из ангелов, со свидетелями, обвинителями и защитниками — ангелами, назначенными для этого: одни свидетельствуют о происходящем на земле, какие-то — обвиняют, а другие защищают. И приговор выносится по верному и справедливому закону». Выходит, что причина того, что Творец судит нас согласно системе правосудия подобно происходящему у нас, заключается в том, что Творец хотел дать нам возможность подобающим образом подготовиться к суду, на котором Творец будет нас судить.

У Сатана есть еще одна функция, как об этом пишет Рамхаль в книге «Путь Творца» («Дерех Ашем») (2, 6): «Его назначение — возбуждать дела в судах, и когда он подает иск, судьи принимаются за дело и начинают судить». Рамхаль добавляет: «Одно из проявлений качества доброты Всевышнего заключается в том, что человек не привлекается к суду, пока не обвинит обвинитель, хотя грехи грешника открыты перед Ним».

В трактате Бава Батра (16а) мудрецы говорят, что Сатан — это также йецер а-ра (дурное начало в человеке). Из этого ясно, что в задачи Сатана входит также подстрекать человека к греху. Мудрецы говорят: после того, как человек поддастся его соблазнам, Сатан поднимается на Высший Суд, чтобы обвинить грешника в содеянном.

Еще говорят мудрецы: если на Небесном Суде принимается решение (в результате обвинения Сатана) о том, что человеку за его грехи полагается смерть, Творец приказывает самому Сатану взять душу грешника. И так говорят мудрецы (трактат Бава Батра, там же): «Он же Сатан, он же йецер а-ра, он же Ангел Смерти».

http://www.beerot.ru/?p=6883